17.03.2023 VX МЭФ СНГ «Энергетика и политика в Центральной Азии: совпадут ли маршруты?» Черногаев Ю.А.

on

17 марта 2023 года в Центре международной торговли в рамках Международного экономического форума государств – участников СНГ «Диалог интеграций: СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС» была проведена тематическая секция «Энергетика в эпоху перемен» в развитие экспертной площадки Открытых чтений Фонда «Наследие Евразии».

Модератор секции: Артамонов Александр Германович, главный эксперт Фонда «Наследие Евразии».

Докладчик: Черногаев Юрий Александрович, политолог (Узбекистан).

Тема доклада: «Энергетика и политика в Центральной Азии: совпадут ли маршруты?».

Добрый день, дорогие друзья. Я из Узбекистана. Тема моего сообщения «Экономика и политика в Центральной Азии»  — как нельзя более актуальна сегодня в нашем регионе. Актуальна и проблемна.

Для определенной части узбекского общества, — и бизнеса, —  желательно,  чтобы  наш – узбекский —  путь не очень расходился с российским маршрутом. Увы… Сегодня понятие «В ПРИНЦИПЕ» и понятие «НА ПРАКТИКЕ» расходятся уже кардинально. Причем многие этого не хотят замечать…

Пророк Мухаммад говорил: «Смотри во все стороны, но выбирай одну». Да, узбекистанцы смотрят во все стороны. Мы не члены ОДКБ. Мы не члены ЕАЭС. Но попадая в Москву, мы обязательно упоминаем, что в принципе мы друзья. И российские инвестиции в Узбекистан перевалили уже за 10 миллиардов долларов.

Америка инвестировала в нашу страну 1,8 миллиардов. А вот насколько эффективно работают российские  доллары? И насколько эффектны американские?

В списке тем для обсуждения, предложенных организаторами, есть такая: «Мотивация к действиям». У Узбекистана вот такая мотивация:  два примера последних дней…

Первый – строительство Узбекской атомной электростанции.  Строить должен был «Росатом». На российский кредит — 11 миллиардов долларов. Станция ОБЕСПЕЧИТ не только четверть нашей потребности в энергии, она, наконец-то ПОЗВОЛИТ Узбекистану использовать свой собственный уран. Узбекистан на пятом месте в мире по урану, предстоит увеличить  добычу до 7 тыс. тонн ежегодно. Но весь уран идет на экспорт…

 Один изъян  у  соглашения по атомной станции: станцию построит российская фирма — Росатом. Соглашение при громком оркестре подписали 7 лет назад два президента. Старт строительства намечен был на  2022 год. Теперь называют 2028 год. Причем  в декабре прошлого года  стало известно, что контракт на Узбекскую станцию будет передан,  — возможно  будет передан – французской AREVA. Узбекский министр энергетики Журабек  Мирзамахмудов, говоря об АЭС, каждый раз оговаривается: «Нам не нужны политические составляющие в проекте».

 Россия под санкциями – и ПОЛИТИКА  определила  маршрут  наших властей…

Вот свидетельство этого. Будучи  год назад гендиректором Узбекского атомного агентства,  этот же  Журабек Мирзамахмудов говорил об атомной электростанции (цитата): «Выбор Росатома как партнера не был спонтанным или ПОЛИТИЧЕСКИМ решением. Решение принято сугубо исходя из ЭКОНОМИЧЕСКИХ интересов республики».

 Сменилась политика, сменилась и экономика…

Только чудом не стала международным скандалом возможная покупка российского газа. У Узбекистана есть свой газ.  Но добыча газа в Узбекистане падает: было когда- то 62 миллиарда кубов в год, на этот год стоит БОЛЬШАЯ  задача – 38 миллиардов.  

Нынешняя зима была весьма и весьма холодной. Потребность в газе удовлетворялась наполовину, и страна замерзла. Коллапс.  Встали предприятия, ущерб от 1,2 миллиарда  до 4 миллиардов  долларов – цифры разные. Я уж не говорю про население: представьте себе горный кишлак, продуваемый всем ветрами и без отопления.

К нам готов был прийти на выручку Газпром. Российский газ для СПАСЕНИЯ своей экономики и людей Узбекистан мог получить по уже действующей надежной трубе, принадлежащей Газпрому. Я имею в виду четырех-трубный газопровод «Средняя Азия – Центр», который  качает из Центральной Азии в Россию  до 50 млрд м3/год. Это столько же, сколько будет качать «Сила Сибири – 2».

 И вот в разгар холодов  Газпром предложил одну трубу «Средняя Азия-Центр» переключить  на реверс и качать — уже  российский  газ  — в Узбекистан.

Но!  Оказалось, подача российского  газа в Узбекистан может стать стартовым выстрелом для нескольких больших проектов,  выгодных  — Газпрому.

 Уже 13 лет работает    газопровод  «Центразия – Китай». Газ по нему из Узбекистана-Туркмении идет даже в Гонконг.

 Мощность 3 ниток системы   — 55 млрд м3/год, но  качают  в КНР  лишь 40 млрд м3/год газа. То есть  —  налицо  запас мощности. И, если российский газ окажется в Узбекистане, почему бы ему не продолжить путь и в Китай?

А  китайцам, имея «на руках»  российский газ из Узбекистана,  легче  торговаться с американцами за американский сжиженный  газ – СПГ. Китай покупает  у США ежегодно ок. 25  млн тонн СПГ.  Стоимость газа в 2022 году увеличивалась на 250%. Спрос на СПГ в Китае в этом году, по прогнозу,  увеличится на 14%. Средняя цена в этом году для Азии  составит $25 за 1 МВт•ч. (1 МегаВатт-час ориентировочно равен 100 м3 сжигаемого газа). На кону –  десятки  миллиардов долларов в течение длительного времени.

ТО есть при реализации этого варианта: Китай  сохранит  объемы импорта газа, Россия получит новый маршрут доставки топлива в КНР.  Узбекистан  получит транзитные поступления, оставляя при этом свой газ для внутреннего рынка.

Более того. Поставки российского газа стали бы возможны через Узбекистан и дальше – в Афганистан и в Пакистан. Проект ТАПИ – газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия — еще год назад  казался миражём и аферой.  ТАПИ теперь имеет перспективу: в Пакистане он идет через город Кветта, откуда до побережья  рукой подать. А там в порту Гвадар – самая крупная в Азии военная база – китайская. Да и конечный пункт – Фазилка  — в Индии. А Индия – крупнейший потребитель топлива.

Но ЕСТЬ мнение: зачем давать России подарок в виде газового бизнеса в Центральной и Южной Азии, а Китаю – газовую подстраховку? Так что проект висит…

Самый свежий пример: визит к нам в прошлом месяце госсекретаря Энтони Блинкена.    После его бесед с нашим руководством  Центробанк Узбекистана серьезно предупредил узбекские  банки — НАДО соблюдать американские санкции против россиян.

У Узбекистана валовой внешний долг уже превышает 61% ВВП. Считается, что опасно уже 40%.  И какая у нас может быть «МОТИВАЦИЯ К ДЕЙСТВИЯМ»? У узбекистанцев нет выбора. Так что  — когда два гиганта ссорятся, мы, —  уж простите, — в стороне.   

Зерна такой политики ложатся  на отлично вспаханное поле.  Глава одной из наших основных партий – «Национальное возрождение» —  учился в Турции в Эгейском университете. В том самом вузе, профессуру которого Эрдоган разогнал  как «американских агентов».  Так их воспитанник  — верховодит в узбекском парламенте.

На узбекские СМИ – и прессу вообще Центразии — в прошлом году странами Запада   истрачено 1,8 млн долларов.  То есть русофобия   оплачивается, а у каждого узбекского редактора дома – дети на лавке.

ТАКИМ настроениям подыгрывает в меру сил  —  и  российское общество.

Личные впечатления. В Ташкенте новый руководитель   российского агентства, призванного выстраивать общественные связи,  при знакомстве с узбекскими журналистами был уверен, что находится в Казахстане…

Российское телевидение у нас смотрят многие. Лучше б не смотрели. Не дай бог в ток-шоу заходит разговор об Узбекистане – наши русофобы пьют нектар.  Есть у вас на ТВ громогласный отставной военный, который в 70-е годы прошлого века служил  в штабе СОВЕТСКОГО  Туркестанского военного округа. Так он и спустя полвека — эксперт  по региону. А ведь его слышат и делают выводы… 

Еще…  Готовился государственный визит  президента Узбекистана   в Москву. Репортаж по российскому ТВ: «Теперь у Москвы и Бишкека начинается новый период взаимоотношений»…  Бишкек –  столица Киргизии.

 И мне человек, принимающий  ответственные решения в нашей стране, всердцах говорит: «И как мы должны выстраивать отношения с россиянами, если они  смотрят на нас как на некие постсоветские республики? По менталитету ПАКИСТАН нам ближе, чем Россия.»

Советскую «дружбу народов» давно сменили  соглашения «О стратегическом партнерстве»… Ну и когда, например, Узбекистан поддерживал Россию в ООН?

Еще Хантингтон  предупреждал: «Попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую оказываются бесплодными».  И вы, может быть, слышали о существовании  Организации тюркских государств, в которой Турция и Узбекистан – самые активные участники… Вот наши друзья  по духу, и политические союзники…

Если хотите судить о возможностях России в Центральной Азии,  — НЕ  вспоминайте договоры о дружбе и всякое такое. Энергетика – продолжение  Политики  другими средствами. И видно, что   маршруты наши УЖЕ РАЗОШЛИСЬ. Не МЫ с вами рушим связи. Но МЫ   НЕ  пытаемся противостоять деструктивным действиям.

Грустное резюме: нынешнее поколение 60-летних узбекистанцев – последние, кто имеет какие-то личные связи с Россией. Те, кто идет за ними – имеют к России только бизнес-интерес. А бизнес – это биржа: котировки меняются…

                                                      хххххххххххххххххххххххххххх

( 1 кубический метр газа  =  35,8 MBTU. 1000 BTU за кубический фут.)

(В 2021 году «Газпром» поставил в ЕС более 140 млрд кубометров газа, в 2022 году — около 60 млрд кубометров, а в этом году, вероятно, поставки упадут до 22–25 млрд кубометров.)

(В качестве примера  —  узбекское предприятие Promcomplektlogistic (Промкомплектлогистик), которое попало под жесткие санкции всего лишь «по подозрению в поддержке военпрома России».) 

(За прошлый год вложения ОАЭ в экономику Узбекистана — $ 3 млрд, а России за все постсоветское время — $10 млрд.)

(Товарооборот с ЕАЭС в 2022 году – 35% от всего объема.)

(Контракты с Саудовской Аравией — $14 млрд)

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт Fоundeh.org обязательна

Оставьте комментарий