УЗБЕКИСТАН: на пути к счастью

on

«Над приятным костром всегда есть неприятный дым», — эти слова великого узбека Алишера Навои приходят на память сегодня, когда в стране провозглашена программа построения «Нового Узбекистана». В начале марта здорово «надымил» Центр экономических исследований и реформ при Администрации президента. В надежде найти показательные подвижки в уровне бедности, он провел обследование 16 тысяч семей. Центр анонсировал свою работу заявлением об использовании международных методик. После завершения работы её результаты были проверены экспертами Всемирного банка (ВБ). И получилось «не очень». По выкладкам Центра, основанным на узбекской валюте – на суме, бедность в нашей стране сократилась на 3,1% по сравнению с прошлым годом. Но никто в стране при сравнении экономических показателей сум не использует (ну, разве что чиновники в парадных отчетах). И на этот раз понимающие люди смекнули: поскольку в начале прошлого года $1 стоил 11,5 тыс. сумов, а сейчас $1 стоит 12,5 тыс. сумов, то роста как такового не наблюдается. Доллар, и все сопутствующие показатели, реально вырос на 8,6%. 

Ситуацию рассматривали на совещании у президента. Поскольку сельское население, у которого есть и земля, с которой он кормится и получает ежедневный доход от продажи сельхозпродукции, живёт лучше горожан, особое внимание было уделено сельчанам. Но желанных показателей и здесь не оказалось. Международные статистические выкладки, да еще под присмотром ВБ, упрямо показали: по сравнению с 2022 годом совокупные доходы от сельского хозяйства в сумах выросли только на 6%. Чиновники оправдываются: меры приняты, просто они еще не успели «разогнаться». Но и с тем, что реализовано, тоже проблемы. В 2023 года «было обеспечено трудоустройство 
 4,1 миллиона граждан». Цифра «сногсшибательная» хотя бы потому, что по мировой статистике устройство одного рабочего места в промышленности требует затрат до
$ 100 000 и больше (в России в среднем – 17 млн. рублей), в малом бизнесе – МСБ и в сельском хозяйстве развивающихся стран — $ 2500 — $1000. В Узбекистане МСБ обеспечивают занятость 77% всего трудоустроенного населения. То есть, получилось, что МСБ дал работу 3 млн. граждан? Если умножить это число на необходимые затраты на обустройство рабочих мест, то получится, что потрачены такие средства, которых у узбекских «малых-средних» бизнесменов сроду не было. Из этой числовой статистики 2,3 миллиона работают на сезонных работах, то есть их надо бы в итоговые данные не включать, поскольку какой сезон зимой? 112,8 тысячи «заняты оплачиваемыми общественными работами», то есть им дали метлу либо лопату в руки и «кидай дальше». Вряд ли эта категория сильно может повлиять на искоренение бедности.

Но не бывает на Востоке безвыходных ситуаций. Чиновники предложили высшим властям обратить внимание на такую статистику: если в 2021 году доходы от заработной платы составляли 70,2%, а малого бизнеса – лишь 0,7%, то к концу 2023 года это уже – 62,7% и 2,9% соответственно. Стало быть, вкладываться надо именно в частника. Чтобы он вкладывался в соседей, шел на большой рынок. А чтобы он не обманывал, придумали ввести Рейтинг устойчивости субъектов предпринимательства. И сегодня он уже действует. За последние пять лет количество субъектов предпринимательства в Узбекистане увеличилось с 285 тысяч до 590 тысяч. А значит, появилось в среднем более 2,5 тысячи предпринимателей в одном районе, или 50 – в махалле (это традиционный жилой квартал). Если государство будет на выгодных условиях сотрудничать с этими предпринимателями, шансы решить проблему занятости и бедности  на местах возрастут.

Считается что рейтинг положит конец сомнительным контрактами, искусственной конкуренции. «Теневые» фирмы перейдут к работе в чистую, будут смелее расширять бизнес, открыто нанимать рабочих. Председатель Налогового комитета Узбекистана Шерзод Кудбиев: «Это первый шаг к изменению нашего мировоззрения: введение рейтинга — это поощрение предпринимателей. Отчетность в установленные сроки и уплата налогов гарантирует высокий балл в рейтинге». Зампред Торгово-промышленной палаты Умид Сафаров: «В рейтинге есть 10 критериев, где можно набрать 100 баллов. Например, за уровень месячного заработка работников, за своевременную сдачу налоговой отчетности и т.д. Больше баллов – в случае чего к бизнесмену не будут применяться никакие меры наказания, мы поймём, что он просто ошибся». Журналист Рахимджон Султанов: «… Это не новое, а хорошо забытое старое. В старой России были же купцы первой, второй и т.д. гильдии. Всё четко регламентировалось, без никакой коррупции…».

И еще один пример воссоздания старого российского бизнеса, который развивал «ремесленные учебные мастерские за счет частных лиц». Аксиома давностью в 200 лет: бедный человек – это неграмотный человек. Ежегодно на профессиональное обучение Узбекистан выделяет 200 млрд. сумов ($ 15,9 млн.). Но эти средства никак не увязаны с реальными потребностями бизнеса в конкретных регионах. Точно так же и предпринимателям приходится тратить собственные средства на обучение специалистов конкретно для своего производства, и в этом они не получают поддержки от государства.

Возможно, что-то изменится после Указа главы государства «О мерах по установлению взаимовыгодного сотрудничества с субъектами предпринимательства по сокращению бедности» и Постановления Кабмина «О мерах по реализации Программы «20 тысяч предпринимателей – 500 тысяч квалифицированных специалистов». Под эту программу в прошлом году Узбекистан взял кредит в $ 1 млрд. Из этого миллиарда бизнесмены могут брать целевые кредиты на подготовку специалистов не «вообще», а конкретного профиля. Средства выделяются на срок до семи лет по ставке 14% годовых. Расходы на оснащение «практического моноцентра», на обучение профессии предпринимателю покрываются полностью.

В начале февраля Сенат взялся рассматривать Закон «О внесении дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с определением мер, направленных на установление взаимовыгодного сотрудничества с субъектами предпринимательства по сокращению бедности». То есть дело сдвинулось. И в рамках Программы «20 тысяч предпринимателей – 500 тысяч квалифицированных специалистов» уже подписаны соглашения с 6745 бизнесменами для подготовки и обеспечения занятости 455 тысяч человек. Конечно, это не та «сногсшибательная» цифра в 4,1 млн. «трудоустроенных», о которой говорилось выше, но это реально устроенные судьбы.

Юрий Черногаев, редакция ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна

Оставьте комментарий