УЗБЕКИСТАН: заманчивое будущее под угрозой

on

Шавкат Мирзиёев пообещал народу, что ВВП Узбекистана в этом году будет $100 млрд. Раз сказал президент, сомнений в этом нет никаких, в случае чего, Агентство статистики не подведёт. Вся страна в едином порыве марширует к этому прорывному показателю. И вот какую же подножку подставил этому радостному маршу Всемирный банк (ВБ), который заявил: нехватка пресной воды приведет к падению ВВП на 11%.

В Узбекистане уже давно приняли к сведению, что  к 2040-м годам при сокращении стока рек Амударьи и Сырдарьи дефицит водных ресурсов страны может достигать 33%. Но что такая авария уже на пороге, как-то не верилось. Но аналитиков ВБ поддержал Шавкат Мирзиёев. По его словам, за последние 50 лет ключевые реки страны — Сырдарья и Амударья — потеряли 20% своего объёма. Убытки из-за потери влаги составляют $5 млрд., то есть около 8% ВВП. В ближайшие годы стране будет не хватать 15 млрд. куб. м в год. К 2050 году дефицит удвоится. При этом сейчас среднегодовой расход составляет около 50 млрд. куб. м в год, то есть речь идет о 25–30% от существующих потребностей.

Нехватка воды в первую очередь ставит под угрозу общественную безопасность (история знает немало трагических «водных бунтов» в Азии-Африке). Пострадает и здоровье населения: соблюдение элементарных правил гигиены в домах и общественных местах и сегодня экзотика, а что будет дальше? Налицо  угроза распространения опасных заболеваний. За последние 15 лет расход  воды на одного человека в Узбекистане уже сократился на 48% — с 3,048 кубических метров в 2008 году до 1,389 кубических метров в конце 2023 года. Если незамысловатая жизнь узбекистанца ранее была тесно связана с чайханой (символ спокойствия и мудрой размеренности), то как быть, когда в этом заведении вода (то есть чай) будет нормирована? Именно об этом шел серьёзный разговор на пресс-конференции в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации президента Республики. Для затравки чиновники были вполне оптимистичны. Начальник управления  АО «Узсувтаминот» («Водное обеспечение Узбекистана») Анвар Мухаммадалиев: «В  сфере обеспечения централизованным питьевым водоснабжением населения в минувшем году  показатель вырос с 74,4 до 77,2%». Это надо понимать так: у 77,2% узбекистанцев в доме есть водопроводный кран. Что не гарантирует наличие воды в этом кране. Мухаммадалиев: «В минувшем году на питьевое водоснабжение  выделено 5,5 трлн. сумов ($440 млн.) из Государственного бюджета и $225 млн.  прямых иностранных инвестиций. Это говорит о коренном изменении политики государства по решению проблем социальной сферы».

В рамках целевых государственных программ на 2 598 объектах проложено 11 207 км водопроводной сети, построено и реконструировано 1740 объектов питьевого водоснабжения. Мухаммадалиев предложил сравнить: если раньше в год прокладывалось не более двух тысяч километров новых сетей, то в 2023-м — почти 12 тысяч, то есть рост почти в шесть раз. В результате реализации всех проектов в 2023 году 1,1 млн. жителей свыше 2 тысяч махаллей (в стране 10 тысяч махаллей-жилых кварталов) впервые получили доступ к централизованному питьевому водоснабжению. А в целом  улучшено питьевое водоснабжение 2,5 млн. граждан (то есть к ним провели трубы).

По-прежнему у 1134 населенных пунктов нет доступа к питьевому водоснабжению,  вода им поставляется  1112 частными фирмами либо юрлицами. Жители сельских районов и отдаленных территорий покупают воду у частника за наличные, каждый литр. Чтобы европейцу было понятно: это при 50 градусной жаре кишлак зависит от доброй воли некоего бизнесмена, который привезет или не привезёт сегодня воду… Потому экономят каждую пиалу драгоценной влаги…

Мухаммадалиев рассказал о проблеме: доставка воды населению – невыгодный бизнес. На местах этим занимаются люди, у которых это уже семейное занятие: и дедушка/прадедушка возил воду. Но тогда это было почетным занятием, «чистой» и уважаемой работой. Мухаммадалиев: «Наболевшая проблема — это потери питьевой воды при доставке потребителям. Ввиду износа значительной части сетей,  насосов, прочего оборудования утрачивается до 30 % воды. Из 4,6 млн.  потребителей 1,4 млн. не обеспечены счетчиками. А долги потребителей препятствуют развитию сферы и сковывают инициативу. Вкладываться в воду — желающих мало».

В результате:  из 10 тысяч сооружений «Узсувтаминот» 2 тысячи  построены во времена СССР. Трубопроводная сеть достигла 90 тысяч км,  — чем все высокие чиновники хвастают, — но из них 23%  процента нуждаются в обновлении. 10 тысяч насосов не работают. На 8 тысяч сооружений не оформлены кадастры, и вообще непонятно, что это за объект. Тут выступающий упомянул международное сотрудничество и иностранные инвестиции, но успел сказать только, что «при реализации международных проектов затягивается технико-экономическое обоснование по ряду причин». Ему быстро подсказали, что про «причины» дальше не надо…

Но ведь это Восток, земля Солнца и оптимизма. Поэтому на следующий день в прессе жители узнали, что в 2024 году из  Госбюджета на улучшение питьевого водоснабжения отпущено 1,4 трлн. сумов ($112 млн.), будет проложено 1,3 тысячи км сетей и построено 75 сооружений. Будут капитально отремонтированы 60 тысяч насосов. А до кого цивилизация еще не успеет дойти, им доставят 1 млрд. 220 млн. кубометров качественной питьевой воды. 

Юрий Черногаев, редакция ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна

Оставьте комментарий