УЗБЕКИСТАН: где взять 100 миллиардов долларов?

on

16 января Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев пообещал стране, что увеличит ВВП в начавшемся году до $100 млрд. Страна за последнее время привыкла к громким цифрам, но тут даже очень патриотические СМИ воздержались от победных реляций. Все всё еще помнят, что до эпохи Ковида по прогнозу Международного валютного фонда – МВФ («Перспективы мировой экономики»), ВВП Узбекистана в 2023 году прогнозировался в $90,4 млрд с приростом 12,4% к 2022 году. 

Тут надо уточнить, что базовые данные для МВФ поставляет узбекское национальное Агентство статистики, а оно свою задачу знает: «удавиться, но отличиться». В смысле – отличиться отличными цифрами. Тем более что методик сбора и анализа статданных существует несколько, и все – международно признанные.  Соответственно, в 2024 году ВВП Узбекистана прогнозировался МВФ (с помощью базовых цифр узбекского Агентства) в $ 99,6 млрд., в 2025 —  $113 млрд., в 2026  — $ 129 млрд. Ковид этот энтузиазм изрядно умерил. Но всё равно: даже в таком «ура-прогнозе» на 2024 год эксперты МВФ показателя $100 млрд. еще не давали.

Чудеса, что скрывать, сопровождают узбекскую экономику все последние годы. В ковидном 2021 году, когда вдобавок ещё случился из-за нехватки газа коллапс экономики, ВВП чудесным образом вырос со $57,6 млрд. годом ранее до $69,2 млрд. А в 2022 году, когда экономика только-только восстанавливалась и приближалась к прежним показателям, ВВП еще более чудесным образом подскочил до $80,4 млрд…

Нынешний рубеж $100 млрд. предсказан президентом. Потому никто не сомневается, что будет рапорт о новой победе. А пока экономисты вместе с бизнесменами тихо размышляют: как народное хозяйство сможет за год «добрать» недостающие $20 млрд. ВВП. Иными словами: какова в 2023 году база, с которой предстоит сделать фантастический рывок? В 2023 году зафиксирован рост на 6 процентов в промышленности, на 6,8 процента в сфере услуг, на 6,4 процента в строительстве, на 4,1 процент в сельском хозяйстве.

Тут тоже арифметика не сходится: при этаком росте промышленного производства добавленная стоимость продукции (по отчетам статистиков, тут они не досмотрели) не превышает 40 процентов. Мирзиёев, между тем, поставил такие ориентиры: «В этом году промышленному комплексу предстоит увеличить добавленную стоимость на 45 процентов, снизить себестоимость на 15 процентов и в целом обеспечить рост промышленности на 7 процентов». Президенту особо не возражают, но на совещании, на котором он эти цифры назвал, все притихли. И вот оказалось, что не зря Мирзиёева еще во время его бытности премьер-министром называли «крепким хозяйственником». Он выдал своим визави замечательный расчет: что, как и откуда можно взять, если сообразить.

Примечательно, что цифры, которые озвучил президент, взяты из официальной информации его пресс-службы. Но настолько они оказались «не камильфо», что их быстро убрали. Итак, вот что сказал узбекский президент, но что не надо знать народу. Цитата: «в сфере услуг, строительстве и промышленности в тени остается продукция на десятки триллионов сумов. В результате, потери ВВП в прошлом году составляют 135 триллионов сумов ($10,8 млрд), а бюджета – 30 триллионов сумов ($2,4 млрд). Вспомним уже приведенную цифру: ВВП 2023 года — $80,4 млрд.»

Мирзиёев продолжал удивлять: «41 процент строительных предприятий указали в своем отчете только одного рабочего. Однако эти предприятия в прошлом году заработали на строительстве 4 триллиона сумов ($322 млн). Как они это смогли? Если взять сельское хозяйство, то в 5 тыс. плодоовощных хозяйствах с землей не менее 25 гектаров зарегистрирован 1 официальный работник. Короче: бизнесмены не регистрируют своих работников, чтобы не платить налоги. А борьбой с теневой экономикой занимаются 14 органов, ну и что?»

Кстати, такие «умники» не только в частном бизнесе. С госпредприятиями тоже можно «договориться». В прошлом году госпредприятия не доплатили в бюджет 8 триллионов сумов дивидендов и налогов ($644 млн.). Пример: в Сырдарьинской области налоговые поступления увеличились на 20 процентов, а в более промышленно развитых Хорезмской, Бухарской и Кашкадарьинской областях этот показатель не достиг даже 7 процентов.

Еще одним источником доходов бюджета могли бы стать приватизация и продажа земли с аукциона. Однако 484 государственных актива, включенных в программу приватизации, не выставляются на торги. Или остаются непроданными, так как их стоимость установлена «с потолка». Кабинету Министров поручено «учесть и обеспечить» доход от приватизации в этом году 20 триллионов сумов ($1,6 млрд). Вот так, копеечка к копеечке, и намерен Шавкат Мирзиёев набрать заветные $100 млрд национального ВВП. 

Для сравнения: друг и соперник Узбекистана Казахстан имеет в 2023 году ВВП $ 259,3 млрд. К 2030 году две соперничающие страны намереваются иметь ВВП: Узбекистан -$160 млрд, Казахстан — $450 млрд. Насколько это реально для Узбекистана, размышляет  доцент кафедры «Экономика нефти и газа» Филиала Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. Губкина в Ташкенте Шухрат Бобохужаев: «В бюджете Узбекистана планируется рост ВВП страны в 2024 году до 5,6-5,8%. Международный валютный фонд первоначально оценил рост экономики нашей страны в наступившем году до 5,7%, но из-за роста тарифов на энергоресурсы снизил свой прогноз до 5,2%. Всемирный банк и Азиатский банк развития спрогнозировали рост экономики нашей страны до 5,5%, Европейский банк развития – до 6,5%.

Вроде бы, всё хорошо. Но есть ряд важных факторов, которые могут значительно влиять на конечный результат. Так, поступающие из-за рубежа денежные переводы граждан Узбекистана оказывают существенное влияние спрос на товары и услуги, а, следовательно, на экономический рост. В 2022 году работающие за рубежом узбеки перевели в страну $16,7 млрд. (около 21% ВВП). При этом 87% всех переводов поступило из Российской Федерации. По прогнозам, за 2023 год объем денежных переводов снизится до $16,1 млрд (около 17,8% ВВП). Уже большая потеря. Восполнить это может только внешнеэкономическая деятельность. Вот кратко её «картина». Узбекистан в основном экспортирует золото (31,8% от всего объема) и металлы (10%), а также услуги (15%) и продукцию сельского хозяйства (9%). В прошлом году в стране добыто 101,6 тонн золота, в кладовых 377 тонн. По итогам 2022 года запасы золота на крупнейшем в мире золотодобывающем руднике Мурунтау —  3 504 тонны. Импортирует страна машины (38,2%), промышленные товары (16,6%), продукты питания (11%)… Баланс  отрицательный, то есть в страну завозится больше продукции, чем вывозится из нее. Учитывая неопределенную ситуацию в мире, отказ от доллара и от «правил», есть риски ужесточения внешних финансовых условий в текущем году.

Всё чаще, в том числе в кругах «приближенных к «нему», слышны разговоры о девальвации национальной валюты. В июле текущего года узбекскому суму исполнится 30 лет. За эти годы национальная валюта снизилась по отношению к доллару более чем в 1770 раз: 1 июля 1994 года доллар был равен 7 сумам, сегодня он стоит около 12 400 сумов».

Считается, что девальвация для Узбекистана — это поощрение экспорта, повышение спроса на местную продукцию, увеличение внутреннего производства и хоть какой-то тормоз инфляции. Для обуздания инфляции в стране Центральный банк Узбекистана несколько лет назад принял «Решение об использовании режима инфляционного таргетирования» и снижения уровня инфляции до 5% в 2023 году. Но результатов достигнуто не было, уровень инфляции за прошлый год зафиксирован на уровне 9%.

Страну изнуряет безработица (мы уже видели выше, что даже в отчете для президента количество работающих – полнейшая ложь). По этому поводу снова Бобохужаев: «В начале текущего года президент одобрил программу: в 2024 году предусматривается создание новых рабочих мест для пяти миллионов рабочих. Они потребители, и они налогоплательщики. Цифры выглядят фантастичными, если учесть, что это примерно 36% от всех действующих рабочих мест. Насколько реально выполнение данного плана, покажет время, но он выглядит далеко оторванным от реальности». Итог: имеется достаточно оснований для негативного сценария экономики.

Юрий Черногаев, редакция ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна

Оставьте комментарий