Ташкент. 8 декабря.Узгидромет предупредил, что в Узбекистан идут холода. Прогнозируется минусовые температуры. А в памяти людей еще свежи прошлогодние аномальные холода, когда из-за нехватки топлива, газа в селах на дрова разбирали деревянные постройки (Узбекистан – не Россия, тут лесов нет). А огромные промпредприятия прекращали работу. Власти скромно промолчали, во сколько обошелся стране зимний коллапс экономики, но эксперты подсчитали: ущерб бизнесу составил
$1,8 млрд. — $4 млрд.
На помощь готов был прийти Газпром, но покупка российского газа грозила санкциями. Потому решено было замерзать: коллапс плюс санкции – это было бы слишком. Правда, приезжал в Астану и в Ташкент госсекретарь США Блинкен, обещал компенсировать убытки подачкой в $25 млн. Но денег этих никто так и не увидел…
Сейчас Узбекистан получает российский газ: 9 млн м3/сутки при зимней суточной потребности 20 млн м3. Это уже гарантирует потребности если не всего населения, то городов и экономики. Переговоры с Газпромом под присмотром американцев шли
10 месяцев. Чтобы они не совали палки в колеса, в Ташкенте американцам пообещали всяческие тормоза на пути поставок российского газа через Узбекистан дальше в Китай (недогруженная труба для этого есть мощностью 55 млрд. м3/год, в прошлом году прокачено 42 млрд. м3 газа. И есть возможность поднять мощность до 85 млрд. м3), и прочие приятности, в том числе запрет «серого» экспорта в Россию, ограничения банковского бизнеса и даже какие-то контакты с НАТО (Узбекистан не член ОДКБ).
И что мы на этом фоне имеем? Этот вопрос задал президент страны Шавкат Мирзиёев сотрудникам холдинга «Узбекнефтегаз», когда полмесяца назад решил проконтролировать подготовку энергосистемы к зимнему сезону. Мирзиёев начал разговор с энергетиками с того, что напомнил: в этом году на «улучшение» их инфраструктуры выделили 14,5 трлн. сумов ($1 187 528) что, считается, позволит запастись сырьем, материалами и техникой. Хотя, если вспомнить прошлогодние потерянные $4 млрд., то ясно – не хватит даже на заплатки.
Мирзиёев: «Теперь руководителям сферы необходимо в полной мере взять ответственность на себя, все четко распланировать и обеспечить гарантированную поставку энергии». Личная ответственность у нас предполагает активные связи с Агентством по статистике, которое по договорённости выдаст приемлемые цифры.
Сегодня, в самом начале зимы, статистики радуют президента, потому что еще летом, очнувшись от зимнего коллапса, в Узбекистане запустили электрогенерирующие объекты мощностью 675 мегаватт. По всей стране обновили 100 подстанций, 11,5 тыс. трансформаторов и 34 тыс. км сетей. «Узбекнефтегаз» президенту отрапортовал: население, предприятия, в том числе, энергогенерирующие, гарантированно обеспечат газом в объеме 5 млрд. м3 на всю зиму. Это складывается из: во-первых, российского газа — Газпром по контракту качает в Узбекистан за целый год только 2,8 млрд. м3, и в зимние месяцы, соответственно, успеет подать только треть всего годового объема. Во-вторых: на выручку приходит «Узтрансгаз»: уже в начале ноября в газовые хранилища республики закачали 3,4 млрд. кубометров газа. Так что, пока на дворе плюсовые температуры, такая арифметика всех устраивает… «Худудгазтаминот» (локальные газовые сети и бытовой сжиженный газ) также учел прошлогодние проблемы с газом. Систему его подачи стабилизировали в 1 145 махаллях (жилой квартал самоуправления) республики, а также в 457 махаллях в Ташкенте и столичной области. Поскольку всего в стране 10 тысяч махалля, значит, кому-то пока не повезло.
Чтобы сократить затраты на поставку сжиженного газа, «Худудгазтаминот» организовал 11 газозаправочных станций вместимостью 1,5 тыс. тонн в 11 районах и в Самарканде. (Справка: в стране 163 района). Кроме того, газовики уже продали населению дополнительно 56 тыс. бытовых газовых баллонов и создали резерв из 37 тыс. баллонов. «Кто захочет, — сразу привезем. Только платите…». Хотя заявлено, что газовые хранилища уже полны, в стране решили пока газ не расходовать и ограничить реализацию газа для бизнеса и на заправочных станциях. 4 декабря власти Андижанской области («горячая» Ферганская долина, там с людьми не шутят) сообщили, что природный газ будут подавать только в жилые дома, больницы и электрогенерирующие предприятия. Подачу газа на автомобильные газонаполнительные станции (АГНКС) ограничат, поэтому заправить автомобиль можно будет с 6.00 до 15.00. Судя по местным ТГ-каналам, уже зреет недовольство. А ещё – власти сократят подачу энергии на внешнюю рекламу и уличное освещение в стране на 300 тыс. кВтч. Справка: в столице Узбекистана до прошлогоднего зимнего коллапса расход электроэнергии в сети уличного освещения за месяц был 115,9 тысячи кВт/ч. Зимой его уменьшили до 87,8 тысячи кВт/ч за месяц, это количество подразумевает тусклое освещение президентского дворца и еще пары зданий. Уже сегодня ташкентские окраины по вечерам тёмные, а ближе к полуночи гаснут огни и в центре. А министр энергетики Журабек Мирзамахмудов в парламенте прямо предупредил: «В случае аномальных холодов будем решительно отключать предприятия или переводить их на ночной режим, чтобы обеспечить светом и газом жилые дома и соцобъекты». Впрочем, министр тут же обнадежил бизнес: в стране создали резервы мазута. Если в прошлом году в ноябре запас составлял 46 тыс. тонн мазута, то в настоящее время — 340 тыс. тонн.
Запас — это хорошо, но есть сообщение пресс-службы МЧС от 7 декабря. Составлено сообщение в цветистых выражениях сообразно восточному менталитету, но суть его такова: «В стране проведена большая работа по подготовке к зимним холодам. Но, поскольку в результате все шишки падают на голову МЧС, мы на протяжении нескольких месяцев в регионах республики проводили командно-штабные учения, непосредственно связанные с наступлением резкого похолодания. Будет у вас газ, или не будет, мы вас спасём…».
Юрий Черногаев, редакция ФНЕ
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт Fоundeh.org обязательна
