УЗБЕКИСТАН будет «считать» энергию

on

Два события минувшей недели заставили узбекистанцев с грустью заглянуть в свои кошельки. Хотя власти считают эти события на 100% позитивными. Во-первых: Азиатский банк развития – АБР, одобрил заем в $ 200 млн., который «поможет Узбекистану модернизировать  свою систему распределения электроэнергии для повышения. В рамках проекта «Цифровая трансформация распределительных сетей» 26 распределительных подстанций в регионах будут модернизированы до цифровых, включая Систему диспетчерского управления -SCADA». Бесконечные займы, которые берет правительство, уже стали предметом обсуждения «на улице» (никогда такого не было). Оно и понятно: при ВВП прошлого года $80 млрд. (цифра, «утвержденная» властями) валовой внешний долг сегодня составляет $78 млрд. (Тут могут возразить, что эти показатели несопоставимы, поскольку первый высчитан по реальному курсу, а второй – по «паритету покупательной способности»). Но это уже тема для экспертов Центробанка Узбекистана…

И вторая новость, взволновавшая узбекистанцев — Минэнерго заявило: «Субсидирование отрасли из госбюджета приводит к  дефициту бюджета. Министерство твёрдо отметило необходимость внедрения в отрасль рыночных принципов, введения оплаты на основе рыночных требований к потребляемой энергии вместо полного субсидирования цен». Из-за отсутствия рыночных механизмов ценообразования государство вынуждено субсидировать энергетический сектор, однако развитие сектора постоянными субсидиями невозможно.

По данным Минэнерго, на субсидирование энергетических потребностей домохозяйств ежегодно тратится $ 1,15 млрд. Если в отрасли будет введено рыночное регулирование, то «эти средства можно будет направить в социальную сферу». Насчет социальной сферы  это звучит привлекательно, но всем ясно, что такой «переток» денег из одной графы бюджета в другую – дело очень непростое. Люди сразу включили свои калькуляторы. И удивились. По официальной информации мая 2022 года себестоимость 1 кВтч электроэнергии была 800 сумов. Сегодня —  970 сумов. Для сравнения: по действующим тарифам 1 кВтч электроэнергии населению поставляется за 295 сумов. С 1 октября  будет действовать тариф в размере 900 сумов за 1 кВтч электроэнергии. Стало быть, чуть больше чем за год себестоимость электроэнергии выросла на 21%. И это при том, что СМИ Узбекистана не устают информировать о новых победах на ниве «зелёной энергетики». Правительство планирует построить дополнительные 17 ГВт мощностей в дополнение к существующей мощности в 12,9 ГВт, включая проекты «зелёной» энергетики мощностью 8 ГВт к 2030 году.

Конкретно: до конца 2023 года планируется запуск установок «зелёной» энергии  общей мощностью около 1,8 ГВт. До 2025 года в Бухарской области будут введены в эксплуатацию 2 ветровые электростанции мощностью по 500 МВт каждая, а в 2026 году в Каракалпакии будут введены в эксплуатацию 4 ветровые электростанции общей мощностью 1 600 МВт. Там сейчас проводится тендер на строительство ветровой электростанции мощностью 200 МВт. Так, может быть, «свет дорожает» из-за затрат на новую «зеленую» энергетику? – задаются вопросом аналитики.

По прогнозам, спрос на энергию в Узбекистане увеличится с 67 тераватт-часов в 2019 году до 120,8 тераватт-часов в 2030 году. Это проблема, и вот как её видит экономист Юлий Юсупов: «Деньги вбухиваются в «черную дыру», они не решают проблемы, а замораживают их. У нас изношенная  инфраструктура, как производственная, так и инфраструктура доставки электроэнергии. АБР нам «сделает 26 энергоподстанций», но что делать со старыми ЛЭП? Мы говорим о субсидиях в энергетику… Среди оценок международных специалистов есть цифры от 6,5 до 19% от ВВП. Даже 6,5% ВВП – цифра фантастическая. То есть политика направлена на «залатывание дыр» и покрытие огромных издержек экономически неэффективного сектора. Ключевые проблемы –  институциональные. Энергетика —  самый нереформированный сектор нашей экономики. Всем рулят чиновники. А есть ли у чиновников стимулы снижать издержки и повышать энергоэффективность? Нет! Они от этого ничего полезного для себя не получат. Только сокращения бюджетных субсидий. А зачем им это нужно?»

Журналист-экономист Рахимжон Султанов: «Создать и поддерживать необходимые правила игры – задача государства. Но тут возникают социальные аспекты проведения реформы. Если, как придумало Минэнерго, либерализовать цены на электроэнергию и прекратить (или сократить масштабы) субсидирования сектора, то тарифы для населения неизбежно подскочат, так как издержки производства очень высоки. Сегодня субсидии не только поддерживают неэффективность и коррупцию, но социально несправедливы, так как выгоду от них получают прежде всего те, кто тратит много электроэнергии, то есть более богатые. Получается, что бедные субсидируют богатых».

И последнее. Цитата из релиза Пресс-службы Минэнерго: «Жизнь по правилам рынка энергии будет мотивировать формирование культуры потребления, экономии, самостоятельного контроля». Хорошие слова. Но вот недавнее сообщение представителя этого же министерства Хасана Ташходжаева: «За первое полугодие 2023 года из-за незаконного использования электроэнергии официально недополучено $6,7 млн. И это еще неполная цифра».

Ю. Черногаев, редакция ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна

Оставьте комментарий