18.08.2023. Произошло немыслимое. Смещён со своего поста нынешний «второй человек в стране» — руководитель Администрации президента Сардор Умурзаков. В Администрации уволены и еще восемь человек, в том числе Фуркат Рахимов. Этот человек в Администрации готовил всю аналитику для президента. Иными словами: Шавкат Мирзиёев глядел на мир глазами Рахимова. После чего Умурзаков предлагал решение. Отныне Сардор Умурзаков стал просто советником президента по особым поручениям — должность «не о чём». Но и от дел отстранён, и под присмотром…
В Узбекистане – шок. Люди «высшего эшелона» спешно пересматривают записи в своих смартфонах. В «коридорах власти» перешептываются: «И этого уволили»… События двух последних дней связывают — по значимости – с «мятежом» против тогдашнего президента Ислама Каримова его вице-президента Шукрулло Мирсаидова в январе 1992 года. Или вспоминают резкое понижение в должности «второго человека в стране» — вице-премьера Рустама Азимова в 2017 году после прихода к власти нынешнего президента Шавката Мирзиёева – на должность руководителя третьеразрядной фирмы «Узбекинвест».
По Администрации прошлись как метлой: упразднены должности помощников руководителя Администрации в регионах. На эти должности людей подбирал лично Умурзаков, и в регионах их слово значило больше, чем слово хокима (руководитель местной администрации). Соответственно, упразднены секретариаты помощников руководителя Администрации в регионах, а в центральном (ташкентском) аппарате Администрации убран сектор по координации деятельности секретариатов помощников руководителя Администрации в регионах. По сути (и реально) это было теневое правительство, президенту не подотчетное.
Еще в январе этого года журналисты между собой говорили о разногласиях между главой Администрации и Кабмином. Дело в том, что Сардор Умурзаков в роли главы Администрации, полномочия которого не определены толком в Конституции, имел больше полномочий, чем весь Кабмин. Только два человека в стране созывали общенациональные online-совещания. Причем на совещаниях, которые шли под руководством Умурзакова, решались не менее важные вопросы, чем на совещаниях у президента.
Есть несколько мнений о происходящем. Не заглядывая далеко в будущее (планы Сардора Умурзакова – это его планы, и он свои личные амбиции не озвучивал), обозреватели сходятся во мнении: Умурзаков и его команда имеют на своём счету немало успешных экономических проектов. Но, чтобы эти проекты прошли, Умурзаков создал свою собственную структуру, параллельную неповоротливому и коррумпированному государственному аппарату.
44-летний Сардор Умурзаков был назначен главой Администрации президента 16 июля прошлого года. До этого Умурзаков работал вице-премьером по вопросам инвестиций и внешнеэкономических связей – министром инвестиций и внешней торговли. Он сменил на посту главы Администрации президента Зайнилобиддина Низомиддинова, уволенного на фоне событий в Каракалпакии.
Open Democracy цитировало журналистов, которые утверждали, что Сардор Умурзаков, похоже, брал на себя роль «силовика» президента – роль, которую играл Шавкат Мирзиёев при Исламе Каримове. По словам многих отвечающих за свои слова людей, концепция «Новый Узбекистан» сформирована при самом непосредственном участии Сардора Умурзакова. «Новый Узбекистан» — гарантированная программа безбедного и сытого будущего для 36 миллионов узбекистанцев. По крайней мере, так она позиционируется.
Кстати, — «мелочь»: это именно Сардор Умурзаков, лично отправившись зимой в Туркмению, убедил туркменского президента Сердара Бердымухамедова «не капризничать» (известно, что юный туркменский президент – «тяжелый» переговорщик) и срочно поставить замерзающему Узбекистану газ. Сардор из Узбекистана и Сердар из Туркмении договорились по газу за три часа, причем газ пошел в Узбекистан даже раньше, чем Узбекистан успел перевести деньги.
Сардор Умурзаков окончил Ташкентский государственный экономический университет. Продолжил обучение в магистратуре университета Рединга (Великобритания), имеет степень доктора наук (PhD). Карьеру он начинал в банковской системе Узбекистана, а также в лондонском офисе ЕБРР. Был на руководящих постах Казначейства Министерства финансов. Отмечено, что Умурзаков умеет «поднять» самые отстающие отрасли. Когда в мае 2018 года Умурзакова «бросили» на вконец запущенный «Узчармсаноат» («Узобувьпром»), он через год обеспечил увеличение экспорта обуви и кожгалантерейных изделий на 50%, а импорт сократился наполовину. Потом Умурзаков возглавлял Мининвестиций. До его прихода объем инвестиций сокращался за 10 лет на 40%. С его приходом инвестиции «полезли вверх»: по 5 – 10 % ежегодно. На этом посту он, в частности, выдвинул инициативу формирования Единого инвестиционного пространства в Центральной Азии. Что сейчас со скрипом, но делается, и очень помогает в период американских санкций. Это государственные инициативы Умурзакова. Но в стране есть уже немало бизнесменов, которые ему лично благодарны за создание при Мининвестиций онлайн-портала «Скорая помощь предпринимателям».
Для полноты портрета: Умурзаков до своего назначения в Администрацию был также председателем узбекского Совета по тарифному и не тарифному регулированию внешней торговли, председателем Межведомственной комиссии по вступлению в ВТО, председателем Правительственной комиссии по вопросам внешней торговли, инвестиций, развития промышленности, председателем Совета Фонда прямых инвестиций Узбекистана, председателем Наблюдательного совета АО «Узбекинвест», председателем Совета директоров «Uzbekinvest International Insurance Company» (Великобритания).
А также — заместителем председателя Совета управляющих ЕБРР, управляющим Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Пекин, КНР), председателем Совета управляющих Исламского банка развития (Джидда, Саудовская Аравия), управляющим Азиатского банка развития (Манила, Филиппины). Принципиально важно: личные знакомства в этих организациях – бесценный личный капитал Умурзакова. Понятие «Узбекистан» в этих важных международных структурах ассоциируется не столько с Шавкатом Мирзиёевым, сколько с Сардором Умурзаковым.
Обозреватели в один голос отмечают: Умурзаков отказался от этих супервыгодных постов, чтобы занять место главы Администрации президента не очень благополучного Узбекистана… Как фигуру видную, Умурзакова не раз пытались «разобрать на запчасти». Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) в прошлом году в своём «Архив Пандоры» (The Pandora Papers) отметил: Нодира Умурзакова и Марлен Азизов — супруга и тесть Умурзакова, занимаются «не тем» бизнесом. Конкретно: Нодира Умурзакова указана как конечный бенефициарный владелец Aslett Investments (Британские Виргинские острова). И «вроде бы» через эту фирму отмывается немало неких «грязных» денег из Центральной Азии (напомним в контексте «грязных» денег – рядом Афганистан…). Ещё одним конечным бенефициарным владельцем Aslett Investments указан Марлен Азизов, отец Умурзаковой. Марлен Азизов, который в советское время работал гендиректором крупного домостроительного комбината, также указан бенефициаром Zarubezhvodstroy, Alastor International, Coribridge International, Cannonford International и Hartswood Estates (все — Британские Виргинские острова).
Тогда пресс-служба Мининвестиций сообщила, что, действительно, Марлен Азизов «с начала 90-х годов вёл предпринимательскую деятельность в различных сферах в Российской Федерации и ряде европейских стран». Но к его бизнесу никогда претензий не было. А «Н. Умурзакова, дочь М. Азизова, никогда не являлась бенефициаром каких-либо активов за рубежом. Наличие её имени в базе данных Pandora Papers — ошибка». На том и порешили, и дело заглохло. И все поняли, что с Сардором Умурзаковым лучше дружить.
Но вот 18 августа случилось то, что случилось. В прессе год назад проскочило сообщение, что якобы Сардор Умурзаков в ответ на дружескую шутку: «В президенты метишь» — только улыбнулся. Возможно, сегодня та улыбка стоила ему должности. И разрушила всю его структуру, которую он создавал последние годы…
Юрий Черногаев, редакция ФНЕ
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна
