УЗБЕКИСТАН: Мирзиёев о себе и о стране

on

14.07.2023 г. новый-старый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принес присягу и вступил в должность после внеочередных президентских выборов. С учетом всех изменений в Конституции, инициированных Мирзиёевым, он намерен править до 2040 года, то есть дольше всех своих коллег по СНГ. 

Страна, которой он руководит, называется теперь Новый Узбекистан. Так пишется во всех госдокументах, хотя в новой Конституции осталось Республика Узбекистан.  Соответственно, столица теперь везде упоминается как Новый Ташкент (строится на бывшей окраине гигантский комплекс, куда переедут все госучреждения). Это старая задумка Мирзиёева: если есть Новая Москва, Нью-Йорк и Нью-Дели, то чем узбеки хуже…

За минувшие полгода граждане уже спокойно реагируют на все неожиданности: чего только они не услышали о своей замечательной «новой» стране и её великом будущем. Но то, что сказал в своей инаугурационной речи 14 июля президент, многих заставило поразмыслить. Молча поразмыслить. Хотя прошла уже почти неделя со времени этого события, ни один из самых голосистых политиков не взял на себя смелость прокомментировать сказанное Мирзиёевым. Уж очень всё оказалось «не так как всегда».

Наверное, поэтому решение о прямой телетрансляции было принято только за полчаса до начала церемонии инаугурации. И перевод с узбекского на русский и другие языки дали дикторам и переводчикам буквально перед произнесением речи: что стало причиной нескольких конфузов. 

Началось заседание. В зале Сената не только его завсегдатаи-сенаторы, но и приглашенные на совместное заседание депутаты нижней палаты парламента – Законодательной. Председатель ЦИК Зайниддин Низамходжаев оглашает статистику выборов.  Аплодисменты. Он вручает Мирзиееву Удостоверение Президента. Это роскошная сафьяновая папка зеленого цвета формата А4 с печатным текстом и государственными печатями внутри. Одевает на Мирзиёева нагрудный Высший Знак Президента. Произносится Присяга. Мирзиёев говорит, положив руку на Коран и на Конституцию.

Затем – инаугурационная речь. Начал её Мирзиёев словами: «За высокое доверие я низко кланяюсь нашему мудрому многонациональному народу!» (Потом это определение – что народ Узбекистана многонациональный – он повторил 18 раз)…

…С самого начала речи президент предупредил, что «предстоящий период станет временем переломных изменений в политической, социально-экономической сферах. Вчерашнее видение и критерии остались в истории. Начался новый период с непредсказуемыми процессами». Поскольку накануне Мирзиёев уволил почти половину глав местных администраций и министров ведущих отраслей, публика в зале при этих словах напряглась.

Президент продолжал «нагнетать»: «В такой тревожной обстановке мы должны четко определить единственно правильный для страны путь. Нам необходимо учитывать подводные камни, которые могут встретиться на нашем пути». Все приготовились выслушать: что мы теперь будем считать «подводными камнями».

Оказалось, препятствие на пути – чиновники. Мирзиёев: «Мы будем оценивать деятельность руководителей всех уровней по результатам, а не по красивым и высокопарным словам». Вот это новость: в Узбекистане каждый второй – поэт. И чиновники – не исключение. Оказывается, теперь надо будет работать, а не докладывать…

Но затем были произнесены слова, которые убедили: не всё у чиновников потеряно: «Мы поставили перед собой цель – к 2030 году довести объем валового внутреннего продукта до 160 миллиардов долларов». Такого еще не было в истории, чтобы страна с внешним долгом, почти равным ВВП, за 10 лет удвоила этот самый ВВП. Теоретически невозможно. А следовательно, умение «говорить приятные начальнику слова» будет востребовано…

Сам Мирзиёев, однако, говорит почти стихами. Его обращение к молодежи в суровом русском переводе музыкально не звучит, но всё же: «Молодость – недолговечна, время – дорого, не упустите свой шанс! Цените свои возможности! Скажите миру своё слово!»

Среди новых терминов, предложенных президентом в своей речи, есть такой: «экономическая дипломатия». Теперь этому термину предстоит занять важное место при определении приоритетов внешней политики, в которой Узбекистан дружит абсолютно со всеми, со всеми согласен, поддерживает все проекты и собирается вступать во все организации. Особенно в те, у кого хороший бюджет.

Мирзиёев – оптимист. Он обращается к опыту предков (это святое, без предков никак): «Как говорили мудрецы, страх, колебания и сомнения – главные враги человека, выбравшего свой путь. Но благодаря твердой воле и решительным действиям мы вышли на международную арену как народ-созидатель». Чья «воля и действия» – это все сразу поняли и зааплодировали. Действительно, какие «страхи и сомнения», если страну ведет такой лидер…

…Был в истории руководитель, который после такой же программной речи на партийном съезде воскликнул: «Цели определены! За работу, товарищи!» Мирзиёев поступил более мудро. Он не призвал всех работать, он закончил речь так: «Пусть Всевышний поддержит нас в начинаниях!» С этой надеждой участники заседания поспешили на торжественный ужин.

Ю. Черногаев, редакция ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна

Оставьте комментарий