Евразийский банк развития (ЕАБР) в течение 2023-2026 годов выделит $650 млн. для реализации приоритетных проектов в Таджикистане. Об этом было заявлено на встрече главы Минэкономразвития и торговли РТ Завки Завкизода с председателем ЕАБР Николаем Подгузовым в Астане на полях заседания Совета ЕАБР. Завкизода попросил руководителя ЕАБР увеличить финансирование социально-экономических секторов РТ для достижения стратегических целей и приоритетов правительства республики, в том числе развития зеленой экономики, индустриализации, усиления экспортного потенциала, цифровой экономики и социальных сфер. Подгузов выразил готовность увеличить финансирование проектов в данных направлениях и отметил, что инвестиционный портфель ЕАБР в республике увеличится до 5% от общего инвестпортфеля банка.
Справка: Евразийский банк развития (ЕАБР) — международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже 16 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставный капитал ЕАБР составляет $7 млрд. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения. Таджикистан стал полноправным членом ЕАБР в июне 2009 года, доля республики в уставном капитале этой организации составляет 4,25%. На сегодняшний день ЕАБР профинансировал 13 инвестиционных проектов в различных отраслях экономики РТ на общую сумму $266,4 млн.
Объём притока денежных переводов в Таджикистан в 2022 году достиг исторического максимума — $5,2 млрд., или 49% от ВВП, превысив на $1 млрд. рекорд 2014 года, когда объем переводов составил около $4,2 млрд. Такие данные приведены в Обзоре экономики Таджикистана, опубликованном Всемирным банком (ВБ). В докладе отмечено, что Таджикистан остается одной из самых зависимых от денежных переводов стран в мире, без них уровень бедности в РТ был бы намного выше. Около 1 млн. таджикских мигрантов работают в России, и более 90% денежных переводов поступает из этой страны. Эти переводы составляют от 22% до 30% общих доходов домохозяйств в РТ. При этом, как показывают опросы, более 80% переводимых средств тратятся на продукты питания, около 10% — на здравоохранение, образование и жилье, а остальные 10% используются для погашения долгов и других целей или откладываются в виде сбережений. По данным экспертов ВБ, денежные переводы стали одним из стимулов роста экономики РТ, который в 2022 году составил 8% (объем ВВП республики в 2022 году достиг 116 млрд. сомони, или $10,5 млрд.) при рекордно низкой инфляции в 4,2%.
В отчете ВБ сказано, что экономическая ситуация в РТ в 2023 году и среднесрочной перспективе во многом зависит от региональной геополитической обстановки, ужесточения глобальных финансовых условий и сохраняющихся недостатков в структурных реформах в республике. Экономический рост в этом году прогнозируется на уровне 6,5% и 4,5-5% в среднесрочной перспективе. При этом экономика будет расти медленнее инфляции. Ожидается снижение притока денежных переводов, а ослабление мирового производства снизит спрос на основные экспортные товары Таджикистана — металлы и полезные ископаемые. Приток иностранных инвестиций останется низким из-за неблагоприятной деловой среды. Высокий квазифискальный дефицит госпредприятий и необходимость продолжения строительства Рогунской ГЭС создают фискальную уязвимость. Если российско-украинский конфликт продлится до конца 2023 года, а санкции еще больше усилятся, резкое сокращение притока денежных переводов может ослабить доходы таджикских банков, увеличить объем просроченных кредитов и способствовать обесцениванию нацвалюты. Таджикистану, возможно, придется увеличить объемы социальной помощи, если мигранты с двойным таджикско-российским гражданством начнут возвращаться в результате давления с целью военной мобилизации, указывают аналитики.
Примечание. Прогнозы экспертов ВБ имеют все шансы подтвердиться, учитывая падение курса российского рубля. На 11 июля официальный курс таджикской валюты к российскому рублю установлен Нацбанком Таджикистана на уровне 0,1195, то есть 1000 рублей обмениваются на 119,5 сомони. Рубль на таком уровне в последний раз находился в декабре 2016 года, после чего его курс с переменным успехом, но рос. В последние два месяца российская валюта в РТ неуклонно обесценивается на фоне снижения курса рубля к американскому доллару в самой России. Снижение курса российского рубля — совсем не радужная тенденция для тысяч таджикских семей, зависящих от денежных переводов трудовых мигрантов. Чем слабее рубль, тем меньшие суммы в сомони они получают при конвертации переводов в Таджикистане. При этом официальные структуры Таджикистана уже много лет не обнародуют данные по денежным переводам мигрантов. После начала СВО Центробанк России также перестал публиковать статистику трансграничных денежных переводов из РФ.
В упомянутом докладе ВБ отмечается рост дефицита торгового баланса РТ в этом году, который объясняется увеличением импорта и сокращением экспорта из-за решения правительства сохранить в стране резервы золота. Республике удается компенсировать этот дефицит за счет других источников притока иностранной валюты: денежных переводов, прямых иностранных инвестиций, кредитов и грантов, предоставленных международными организациями. Согласно официальной статистике, опубликованной местными СМИ, Таджикистан за 5 месяцев этого года экспортировал драгоценные металлы на сумму около $500 тыс., тогда как за аналогичный период 2022 года от экспорта драгметаллов в страну поступило $175 млн. (разница в 350 раз). В докладе сообщается, что в 2022 году РТ увеличила золотовалютные резервы на 37% — до $3,8 млрд., что эквивалентно примерно 9 месяцам покрытия импорта республики.
В целом за 5 месяцев экспорт из РТ сложился на сумму $560 млн., сократившись на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на $288 млн.). Помимо сокращения продажи за рубеж драгметаллов и камней, на 55% снизился экспорт хлопка-волокна и на 44% — текстиля. Сократился также вывоз фруктов и овощей, минеральных продуктов. Основными партнерами Таджикистана по экспорту были Казахстан (23,6% от общего объема экспорта), Китай (22%), Турция (13,1%) и Россия (12,9%).
Импорт товаров, напротив, вырос на 21% — с $1,9 млрд. в январе-мае 2022 года до $2,3 млрд. за 5 месяцев этого года. Наибольшие объемы импортируемых товаров были поставлены в республику из России (27,8%), Китая (20,4%) и Казахстана (15,1%). Таким образом, внешнеторговый оборот РТ в январе-мае этого года сложился на сумму более $2,8 млрд., что на 3,9% больше, чем за тот же период 2022 года.
По данным Нацбанка Таджикистана, 86% международных резервов республики составляет валютная часть, 12% — золото и 2% — внешний инвестиционный портфель.
Таковы цифры и факты….
Редакция ФНЕ
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна
