Сотрудникам ТВ-канала «Россия-1»

on

Коллеги,

Пишу в связи с передачей А. Малахова о В. Кикабидзе, которую канал «Россия-1» транслировал 16.01.23. Я четверть века проработал в одном из ведущих СМИ Германии и знаю, что жанр «письма в редакцию» — специфический. Тем не менее, решил к нему обратиться, поскольку надеюсь, что кто-то из сотрудников канала прочтет мои слова. Увы, это слова отнюдь не похвалы и сочувствия.

Во-первых, редакция, подготовившая и выпустившая эту передачу, сработала непрофессионально с точки зрения журналистики. Не было рассказано о такой важной стороне жизни героя, как его отношение к такой немаловажной для нас стране, как наша. Да, Кикабидзе был любим советским зрителем. Был любим и российским. Допускаю, что он остался любимцем немалой аудитории в России сегодня. Но он же за свое отношение к сегодняшней России порицаем и, возможно, ненавидим массой людей, составляющих значимую часть нынешнего социума. Он, гражданин Грузии, страны, проигравшей войну русскому солдату, имел свои счеты с нами и основания для своего отношения к нам. Мы же имеем право на полноценный рассказ о его, мягко говоря, неоднозначной жизни и позициях, занимаемых им в те или иные ее периоды. И пренебречь этим в передаче – это прямое нарушение журналистских норм для российского журналиста. Даже если пользоваться формулой «о мертвых либо хорошо, либо никак», хотя я предпочитаю формулу «либо никак, либо правду». Ведь была возможность поговорить серьезно о феномене деятелей культуры, которые «выросли» в заметные фигуры в национальных республиках СССР, а после его развала быстро превратились в глашатаев неприятия России, а то и ненависти к ней. (Примеров много, это явление – не случайность, поскольку в развале СССР приняли самое деятельное участие тогдашние национальные элиты, которые в авангард своих отрядов определяли «свою» национальную творческую интеллигенцию, якобы обделенную Москвой). Были у редакции и другие варианты вспомнить светлое о грузинском советском актере так, чтобы сохранить профессиональное лицо, — дать слово тем, кто не забыл его высказываний об СССР, о России, о нас.  Однако вышесказанное – упрек мирного времени, и я бы не стал по этому поводу писать вам, коллеги. Важнее второй аспект, аспект военного времени.

Благородство к ушедшему, даже если он стал врагом – это хорошо. Но благородство в смертельном бою, в бою, когда за спиной – дом, близкие, и на кону – их жизни – в таком бою благородство проявляют после победы над врагом. А мы уже победили? Нет. Больше того, возникает опасение, что журналисты федерального канала не знакомы с этим правилом, или вообще не считают, что идет специальная ВОЕННАЯ операция. Это тем больше тревожит, что ведущий программы о Кикабидзе за несколько дней до ее выхода в эфир был награжден премией правительства РФ за вклад в развитие ОТЕЧЕСТВЕННОГО телевещания! И у меня, у зрителя этого телевещания, этой программы, помимо неприятия ее лживой елейной интонации, родился вопрос, чем вызван был непрофессионализм ее создателей. Не настаиваю на вариантах ответа, которые приходят на ум: заказ «сверху» в угоду неким благосклонным к нам кругам в Грузии; непонимание настроений в российском обществе; корпоративное или «стадное» чувство «свой-чужой», когда грузинский актер, оставшийся «своим» в постсоветской актерской и поп-тусовке, даже при понимании настроений в обществе все равно ближе нового зрителя, ближе гражданина, который старается увидеть происходящее глазами жителя Донецка, глазами брата русского солдата, участника СВО, глазами жителя маленького русского города, собирающего деньги, чтобы отправить гуманитарку в Мариуполь, глазами читателя молодой поэтессы Долгаревой.

Опасной может стать эта история с передачей. Опасной и для вас, коллеги. Общество стало чутким, оно, похоже, действительно уже частично мобилизовано, и оно больше войск НАТО опасается предательства. Опасаются граждане страны в провинции, где я часто бываю. Опасаются кадровые военные, с которыми я много общаюсь. Опасаются  те иностранцы, которые всеми силами стараются помочь нам в борьбе с «новым фашизмом». Но у предательства есть свои символы.  К примеру, возвращение на эстраду Галкина с Пугачевой. Мелочь в геополитике? Да. Но история и состоит из таких символических мелочей. (Почему – это отдельный вопрос, ответами на который уже многие века заняты серьезные деятели культуры). Как бы то ни было, а люди, которые повоевали в окопах Украины, люди, которые приняли в качестве реальности собственной жизни войну со страшным врагом, войну на выживание – эти люди рассказ федерального канала о скорби по «нашему общему любимцу» Кикабидзе воспримут как шажок к предательству. Вам это может казаться нелепостью, глупостью, но это так. Люди стали чуткими и бдительными, более бдительными, чем вы, коллеги, их себе представляете. Если, конечно, вам вообще на нас не наплевать…  Так в чем же опасность для вас? Она в том, что раньше или позже из окопов вернутся дядьки и мальчики, женщины и девочки, которые потеряли всякую терпимость к предательству и к отсутствию чувства «народного пульса». Вернутся с желанием люстрировать тех, кто для них олицетворяет пути к предательству. Тех, кто на виду. Они не будут разбираясь, чем именно был вызван ваш непрофессионализм. И дай вам бог, коллеги, чтобы они возвращались с фронтов с мировосприятием победителей, потому что тогда они готовы будут проявить благородство…

В. Волков,

Лауреат премии Ф.М. Достоевского Союза писателей России

Письмо опубликовано после 7-дневного молчания адресата….

Оставьте комментарий