УЗБЕКИСТАН: что делать с городом Ташкентом?

on

В ходе пресс-конференции  6 октября заместитель директора «ТашкентбошпланЛити» (НИИ «Ташкентгенплан») Саидазим Шарипов сообщил, что «часть генерального плана столицы будет завершена до конца 2022 года». Многие городские чиновники вздохнули с облегчением, поскольку стандартные упреки в их адрес: «Есть НИИ с 600 сотрудников, но где же генплан?» Правда, тут же оказалось, что 600 сотрудников тут ни при чем, поскольку ту «часть генплана, которую можно будет показать» делают турецкие компании Uzguven, Tabanlıoğlu Architects, Kalyon Ulaştırma и другие. Ташкентские строители/архитекторы не задействованы. «Почему?» — был задан вопрос, — « У ташкентских строителей огромный опыт возрождения узбекской столицы после катастрофического землетрясения 1966 года».  Ответом было: «Потому». Это всех устроило…

Примечание : Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев уже полгода как реализует свой стратегический план «Новый Узбекистан». План предполагает коренной «передел» страны, от которого у кого-то захватывает дух от восторга, а у кого-то более информированного  поднимается давление. «Передел» затронет и столицу. И тут возникают проблемы, главная из которых: у Ташкента до сих пор нет генерального плана.

После землетрясения 1966 года Совмин СССР своим постановлением от 21 февраля 1967 года «Об основных принципах генерального плана развития г. Ташкента» и ЦК КП Узбекистана и Совет Министров Узбекской ССР постановлением от 10 апреля 1967 года утвердили основные положения по генеральному плану развития Ташкента. И это, как мы ни ругаем Советскую власть, оказалось единственным реализованным планом. Тогда площадь города с 33498 га с населением более 2,2 млн. человек планировалось  на расчетный срок до 2030 года увеличить до 41800 га, к тому времени население по прогнозам превысило бы 3 млн. человек. План по территории был с превышением выполнен: возник, по сути, еще один Ташкент — районы Чиланзар, Сергели и Юнусабад. Что касается населения, то и здесь узбекистанцы не подвели: уже на 1 июня нынешнего года ташкентцев было 2,9 млн., и к концу 2022 года город — с опережением сроков — выйдет на заветный рубеж 3 млн. человек. После того, как «ударная всесоюзная стройка» перестала быть всесоюзной по причине развала Союза, первый президент Узбекистана Ислам Каримов решил сделать свой город вполне современным мегаполисом. 17 июля 2012 состоялось общественное обсуждение Перспективного плана развития Ташкента состоялось на заседании Общественного совета при Госкомитете Узбекистана по охране природы. Если «встряхнуть» газеты за тот день, то основной заголовок: «Сказка, которая скоро станет былью». Основными положениями генерального плана были «развитие  Ташкента как столицы независимого государства, лидера социально-экономического прогресса республики» на период до 2030 года с выделением первой очереди  на 2020 год.

Да, то была сказка: город растет по обоим берегам реки Чирчик, преимущественно по правому «борту» долины с ее замечательным ландшафтом. Все водные артерии Ташкента  очищены и озеленены. Возрождены небольшие каналы Ташкента, оставшиеся еще от того, «туркестанского» города. Предприятия убраны за черту города, но к ним проложены удобные для горожан пути подъезда: «легкое метро», скоростной трамвай и прочая экзотика… Естественно, про все это вскоре просто забыли. В 2014 году президенту  Каримову был представлен первый официальный, готовый к утверждению, Генплан столицы независимого государства. Каримов его  утвердил. Но оказалась верна старая истина: «гладко было на бумаге…» Строительство велось по-прежнему по индивидуальным проектам… Город как единый организм «не получался».

Импульс развитию столицы дал  второй президент в 2018 году, когда Назарбаев показал ему свою новую Астану. По возвращении расстроенного Мирзиеева  из Казахстана несколько важных чиновников были уволены, а президент 17 августа 2018 года  подписал указ «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте», которым дано поручение хокиму (мэру)  Ташкента «до 1 января 2019 года внести в Кабмин проект постановления президента об утверждении Концепции Генерального плана Ташкента; до 1 декабря 2019 года на основе утвержденной Концепции – проект постановления президента об утверждении Генерального плана города Ташкента». И  тут впервые выяснилось, что подписание президентом указа вовсе не предполагает его выполнение. Раньше этого «не замечали», а тут все как на ладони: или город есть, или его нет. Получился хороший спектакль. В главном зрительском ряду — президент.  26 июня 2019 года заместитель министра строительства Шухратхожа Хашимов обвинил в несвоевременной разработке Концепции Генерального плана хокимият (мэрию) Ташкента и сообщил начальству, что Концепция будет готова в ближайшие 1,5-2 месяца. Столичный хокимият парировал удар Министерства строительства. «Концепция Генерального плана уже готова», – заявил 29 июня 2019 года первый заместитель хокима по  капстроительству Даврон Хидоятов.

Путаница возникла из-за того, что Концепцией Генплана параллельно занимались британцы, турки и китайцы. Британцы уже подготовили проект, а китайцы – нет. С турками вообще все непонятно. Однозначно  было одно – срок сдачи Концепции, определенный президентом, сорван. Не был принят в срок и сам Генплан столицы: ведь нужно подготовить технико-экономической обоснование (ТЭО) проекта.

История с Генпланом продолжилась в конце 2019 года, когда кто-то (до сих пор непонятно, кто) выложил в  Facebook «секретный» проект Генплана Ташкента. Главным в этой «утечке» была карта районов, которые «будут снесены до 2030 года в первую очередь». В  Ташкенте мгновенно взлетели (вариант — упали) цены на жилье, риэлтеров лихорадка бьет до сих пор.

Кому это было нужно, стало ясно уже на следующий год. В самом центре столицы еще с 1966 года  были зарезервированы 80 гектаров под Центральный парк. Сколько было мечтаний связано… Но парк не «получался» по очень серьезной причине. На этой  территории  были расположены самые благоустроенные частные застройки — махалли (жилой квартал) Олмазор и Укчи. Жили люди солидные (центр, все-таки). Тронуть их не представлялось возможным. И тут «всплывает» «секретный Генплан» с картами сноса в центре города.  Жители Олмазара мгновенно, пока цена совсем не упала, распродали свои поместья. Сегодня здесь строится Международный деловой центр (МДЦ) «Tashkent City».  Он объединит бизнес, роскошные апартаменты  и досуг. Управляющей компанией проекта МДЦ «Ташкент-Сити» выступает Дирекция «Tashkent City» (аффилирована с мэром Ташкента Джахонгиром Артыкходжаевым). Это самый крупный единовременный строительный проект на территории Узбекистана. Строительство проекта ведётся на финансовые вливания частных инвесторов. Коммерческая концепция проекта разработана американской компанией Cushman & Wakefield. Из 8 проектов делового центра выбрана строительная концепция, предложенная турецкой  компанией Tabanlıoğlu Architects.

Мэра Артыкходжаева иногда критикуют за излишнее увлечение проектом Ташкент-Сити. Мол, а как же весь остальной город. Его мнение: «Конечно, я думаю, для определения стратегии всегда нужен Генеральный план. Сейчас многие думают, что если имеется Генеральный план, то наша жизнь улучшится. Однако, Генеральный план не определяет развитие экономической, политической или других сфер». Тем не менее Артыкходжаев взялся за упорядочивание улиц. Делает это турецкая фирма. Причем глава Kalyon Ulaştırma доктор Джихат Кальёнджуоглу рассказывал журналистам, что такого «разнообразия мнений чиновников по одному вопросу» он не встречал нигде: «Разработка транспортной концепции Ташкента должна учитывать сотни взаимоисключающих требований». Видимо, именно поэтому турки за три года работы пока не предложили ничего… Деньги им, разумеется, выплачиваются регулярно… А чего спешить, если возникло целое движение за перенос столицы. Тут, правду сказать — виноваты казахи. Соперничество между правящими элитами дает себя знать.  Ташкент-Сити когда еще будет, а вот казахская красавица Астана на горизонте — как упрек. Выразителем этого мнения стал писатель Мамадали Махмудов, который пару лет назад  опубликовал эссэ «Йўлдаги ўйлар» («Мысли в дороге»), в котором предложил перенести столицу Узбекистана из Ташкента в Джизакскую область — это самый центр страны. По мнению писателя, название новой столицы должно быть связано с Тимуром – Темуркент. Это должен быть город небольшой, но важный — как Вашингтон. И нынешнее поколение узбекских чиновников рассматривает эту идею вполне серьезно.

В вопросе переноса столицы все портит бюджет: перенос государственных организаций и обустройство чиновников в Астане стоил 12 млрд. долларов. С момента превращения Астаны в столицу Казахстана в нее инвестировано свыше 100 млрд. долларов. Для Узбекистана это два годовых ВВП. Потому недавнее сообщение Саидазима Шарипова что «часть Генплана столицы будет завершена до конца 2022 года» многие узбекистанцы встретили с облегчением: «Власти, наконец, определились…» 

Справка: Ташкент ведь не всегда был столицей Узбекистана. В 1924 году Ташкент стал спорным городом при размежевании границ среднеазиатских республик. По воспоминаниям члена Президиума ЦИК СССР В. Молотова: «Создание среднеазиатских республик и границы — это целиком сталинское дело. Острая борьба шла: казахи хотели, чтобы Ташкент был их столицей… Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: Ташкент — узбекам, а Алма-Ата — казахам». И далее: «Признается  справедливым требование узбеков относительно «Старой части»  Ташкента, этнически узбекской.  Казахи претендуют на административную «новую часть» Ташкента потому, что он был главным городом Сырдарьинской области, а она теперь в составе Киргизской (Казахской) АССР». Так Ташкент остался на территории Узбекистана, а в 1930 году столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.

Юрий Черногаев

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.                      

Оставьте комментарий