В Самарканде с 15 по 16 сентября прошел саммит ШОС. На первую очную встречу лидеров ШОС с 2019 года слетелись президент России Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди, премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Киргизии Садыр Жапаров и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. В качестве наблюдателей были президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Ирана Ибрахим Раиси, президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух. В этом статусе также Афганистан, но — Исламская республика Афганистан. А талибский Эмират никто не пригласил, хотя их представители в Ташкенте осторожно выясняли у журналистов в столице Узбекистана свои перспективы.
В качестве гостей были: президент Турции Реджеп Эрдоган (плюс неожиданно его супруга Эмине), президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Туркмении Сердар Бердымухамедов. Были также представители Камбоджи, Непала и Шри-Ланки (страны-партнеры). Поскольку предстояло рассмотреть заявки на партнерский статус от Египта, Катара, Саудовской Аравии, Бахрейна и Мальдивских островов, были и их представители, но в невеликом чине.
В.В.Путин: «Все заявки на сотрудничество тех или иных стран с ШОС заслуживают благожелательного рассмотрения».
На Востоке любят крылатые выражения, и слова помощника президента РФ Юрия Ушакова что «ШОС» можно интерпретировать как «Шанс Остаться Суверенным» использовали практически все узбекские СМИ. И мы не хотим отставать. Есть еще столь же яркое выражение: Си Цзиньпин назвал ШОС «Сообществом Общей Судьбы». Но по-русски это звучит не очень жизнерадостно – «СОС», — потому мы его использовать не будем.
Справка: на саммите руководителей Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, проходившем в 1996 году в Шанхае, была выдвинута идея о некоей «Пятерке». В 1997 году в Москве создали «Шанхайский форум». Тогдашний президент Узбекистана Ислам Каримов еще только «осматривался в мире» и «Форум» раскритиковал: мол, явное доминирование Китая и России. Но после 4-летних размышлений в 2001 году в Китае на очередном саммите подписал Заявление о членстве. После чего организация получила новое название — Шанхайская организация сотрудничества. Чтобы подчеркнуть уважение новому члену, только что созданное «спецподразделение» — Региональную антитеррористическую структуру (РАТС) — разместили в Ташкенте. Узбекистан теперь называет себя одним из основателей ШОС. В июне 2017 года полноправными членами ШОС стали Индия и Пакистан. Они только что закончили очередную войну между собой, и с тех пор воевать между членами ШОС стало хорошей традицией организации. В сентябре 2021 года была начата процедура принятия в полноправные члены ШОС Ирана, хотя у главы Таджикистана Рахмона сложные отношения с главой Ирана Раиси. Традиция продолжена и в этом году, когда в аккурат перед началом самаркандского саммита схлестнулись Армения и Азербайджан, а затем стали воевать Киргизия и Таджикистан. Журналисты в Ташкенте в эти дни отмечали, что из-за военных действий Премтер-министр Армении Пашинян (приглашен как гость) в Самарканд не поехал, а вместо этого пригласил к себе спикера американского Сената Ненси Пелоси. Всё это совпадения, демонстрирующие великую дружбу и слаженность ШОС. Как бы то ни было, нынешний саммит ШОС состоялся.
15 сентября проходили двухсторонние встречи. Общий их хронометраж (исходя из заявок на переговорные помещения) – 102 часа. Время потрачено не зря: подписано (или подготовлено к подписанию) 44 документа. Главное: выяснилось, что запланированная к подписанию на следующий день Самаркандская Декларация всех устраивает, претензий нет. Были, правда и негативные моменты. Неделю назад Владимир Путин объявил, что все детали трубопровода «Сила Сибири-2» согласованы. И московские журналисты ждали в Самарканде подписания договора. Но – не произошло. «Путин не смог добиться от Си Цзиньпина подписания договора. А ведь это приоритет нынешней российской экономики», — сетовал очень высокий представитель российской делегации. Но вечер
15-го удался. Все сажали деревья. Обставлено было роскошно. Золоченые (или отлично вычищенные) лопаты, ведра и лейки. Вода, которой поливали саженцы – благоухала. Мы пробовали выяснить, что туда добавили, нам ответили: «Саженцы пока не пахнут, но какой-то запах должен же быть. Для растений не вредно…». В Самарканд, ровесник Рима, приезжают все важные гости страны. И, соответственно, по местной традиции сажают деревья – как пожелание благоденствия этому городу. Но вот наблюдение журналиста Рахимжона Султанова, который накануне «проник» к месту будущих сельхозработ: «На земле Самарканда сажали деревья Юрий Гагарин, Фидель Кастро, Иосип Броз Тито, Жорж Помпиду, Хо Ши Мин… Уже в наше время — президенты Турции Тургут Озаль и Сулейман Демирель, Борис Ельцын. Вначале все деревья имели бронзовые таблички, своего рода охранную грамоту. Я вчера обошел места этих посадок — нигде табличек уже нет». Ясное дело – дорогой цветной металл…
Утомившимся главам государств затем предложили перекусить – замечательно получилось. Без галстуков, зато с разговорами «за жизнь». Потом был поход в «Вечный город» (о нем чуть позже), где уже побывала Эмине Эрдоган. И наконец – торжественный прием, торжественный концерт и салют. Примечание: председатель Си не участвовал (много потерял). Но у него личная антиковидная программа – на носу партийный съезд и надо «быть в форме…». Члены делегаций осматривали город. Смотреть было на что, например — изумительная выставка «Шелковый путь», открытая в отреставрированном здании Русско-китайского торгового банка 1899 года.
Еще когда Узбекистан только-только стал членом ШОС, было ясно, что он со временем станет председателем организации и будет проводить саммиты. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сегодня проводит тотальную «реорганизацию» своей страны, строит Новый Узбекистан. И 22-й саммит ШОС, который доверено провести Мирзиёеву, должен был соответствовать новым меркам Нового Узбекистана.
«Вечный город» — прелестная «изюминка» туристического центра Silk Road Samarkand, выросшего за два года. «Вечный город» — это древние Бухара, Хива и т. п. в миниатюре – узкие прохладные средневековые улочки и переходы, таинственные закоулки, неожиданно выводящие или в мастерскую ремесленника, или на торговую площадь. Дымок свежего шашлыка из симпатичной чайхоны. Аромат дыни. Тихая музыка. А вечером даже стук колотушки охранника, возглашающего: «Спите, жители Великого города… Все спокойно». В «Великий город» переселили несколько семей народных мастеров: «Если не понравится, — уедите». Пока все на месте. Сам центр Silk Road Samarkand построен на территории 260 гектаров (территория московского парка Фили) на окраине Самарканда. Здесь восемь гостиниц вместимостью 1,2 тысячи номеров, в том числе две первые пятизвёздочные в стране. Самое большое здание центра — Конгресс-центр, где проходил нынешний саммит. На площади Конгресс-центра в 18 тыс. кв. метров размещены тринадцать конференц-залов вместимостью до 3,5 тысячи участников. Министр туризма и культурного наследия Узбекистана Азиз Абдухакимов: «Общая стоимость центра 550 млн. долларов, привлеченных за счет прямых инвестиций генподрядчика узбекской фирмы Enter Engineering, фонда «Шелковый путь», швейцарских и узбекских банков».
16-го сентября начались основные мероприятия саммита Совета глав государств-членов ШОС. Сначала главы государств-членов заседали в узком составе и содержание бесед не освещалось. Затем состоялось заседание в расширенном составе. И оно дало политологам огромный материал для размышлений. Поскольку основное в прессе уже было, даем кратко.
Мирзиёев: «Мы можем приступить к подготовке Стратегии развития ШОС до 2040 года… Выступаем за создание Альянса специальных экономических зон стран ШОС. Готовы провести в следующем году здесь, в Самарканде, на базе индустриальной зоны «Узбекистан – ШОС» первую встречу руководителей специальных зон… Необходимо разработать Общие принципы обеспечения продовольственной безопасности. Предлагаем провести в следующем году Международную конференцию… Сегодня мы принимаем Концепцию ШОС по созданию транспортных коридоров. Предлагаем создать Межрегиональный центр по взаимосвязанности в Ташкенте. Считаем историческим событием подписание сегодня Соглашения о строительстве железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. Призываем поддержать и железнодорожный коридор Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. Все проекты в области коммуникаций мы могли бы обсудить на первом Транспортном форуме ШОС в следующем году в Узбекистане…».
В. Путин: «Сотрудничество стран ШОС выстраивается на подходах, лишенных эгоизма в политике и экономике. 90% российского экспорта продовольствия идет в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Участие Ирана в ШОС позитивно скажется на работе объединения. Россия поддерживает решение о начале приема Белоруссии в ШОС. Следует подумать о создании при ШОС Ассоциации спортивных организаций».
Си Цзиньпин: «Китай и Россия готовы взять на себя руководящую роль, чтобы вывести стремительно меняющийся мир на траекторию устойчивого развития».
И. Алиев: «Вызывает беспокойство неэффективность некоторых ведущих международных организаций».
Эрдоган: «Цель Турции — сформировать пояс мира в регионе. А также за его пределами, посредством дипломатических усилий, основанных на ценностях гуманизма».
К.Ж.Токаев: «Предлагаю наращивать сотрудничество в военно-политической сфере между оборонными ведомствами и специальными службами ШОС».
Н. Моди: «Мы рассчитываем на рост нашего ВВП на 7,5%, что станет самым высоким показателем среди экономик мира. В Индии 70 тысяч стартапов, среди которых более 100 — компании-«единороги», которые предлагают уникальные решения и инновации. Предлагаем наш опыт для стран ШОС».
А. Лукашенко: «Предлагаю провести «Соревнования ШОС» в 2024-м году по летним видам спорта и по зимним в 2026-м».
Зам. Генсека ООН по политическим вопросам и миростроительству Розмари Ди Карло: «Возможности ООН купировать конфликты в мире — на пределе. И что делать дальше — непонятно…»
После этих слов дискуссию продолжать было бессмысленно. Лидеры подписали Самаркандскую Декларацию и пошли на торжественный приём.
На следующий день, 17 сентября, Reuters, а вслед и другие СМИ, сообщили, что «Турция нацелена на членство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)». Это слова Эрдогана в беседе с журналистами в самолете перед отъездом в США. Он дополнил:
«С этим шагом наши отношения с этими странами будут переведены в совершенно иное положение». На прямой вопрос, имеет ли он в виду членство в ШОС, Эрдоган сказал: «Конечно, это цель». И уточнил, что это произойдет уже в 2023 году.
КОММЕНТАРИЙ (ФНЕ): Коренным образом меняется расклад сил как внутри ШОС, так и вокруг организации. Меняется восприятие её другими государствами. До сих пор только член ШОС Индия была с неким «размытым» статусом и целями. Индия – активный участник Quad, включающий Японию, Индию, Австралию и Соединенные Штаты. Это группа стран, военной силой укрепляющих основанный на «правилах» «порядок» в Индо-Тихоокеанском регионе. А это регион, очень небезразличный Китаю. Теперь в ШОС вступает член НАТО. Да, Эрдоган в НАТО — еnfant terrible (капризный ребенок). Но четко выполняет свои обязанности, например – удерживает беженцев на своих границах. Еще проблема: в ШОС решения принимаются консенсусом. Этот ключевой принцип закреплен «отцами-основателями» ШОС — главами государств в Хартии Организации. Какой теперь консенсус, если устремления Турции, например, в Центральной Азии, прямо противоположны Китаю? Заявление сделано перед визитом в Вашингтон: Эрдоган хочет заранее знать мнение американцев. То есть Китай вообще теряет свою «руководящую и направляющую роль» в ШОС? Россия – тоже?
Весьма активное участие Узбекистана в работе ШОС, его многочисленные инициативы в ШОС позволяют стране, её представителям в общении с коллегами из других стран затушевать неучастие/неохоту Узбекистана сотрудничать с ЕАЭС.
Редакция Вестника ФНЕ, Ю. Черногаев
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.
