Афганистан – Таджикистан: рост взаимных претензий

on

Афганские СМИ сообщают: Замкомандира армейского корпуса «Омари» Минобороны «Талибана» (организация запрещена в России и Таджикистане) мулла Джан Мохаммад Хамза (мулла Джан) пригрозил, что силы талибов способны за неделю захватить Таджикистан, если республика «не прекратит вмешиваться во внутренние дела Афганистана». Власти Таджикистана официально пока не отреагировали на заявление муллы Джана.

Это далеко не первый случай, когда талибы и лояльные к ним афганские политики заявляют о вмешательстве Таджикистана во внутренние дела Афганистана и озвучивают угрозы в адрес Душанбе. В начале мая основатель Исламской партии Афганистана («Хизб-и-Ислами») и экс-премьер страны Гульбеддин Хекматияр заявил, что Таджикистан «объявил войну Афганистану», предоставив убежище афганской оппозиции, и Афганистан в ответ на это тоже может предоставить убежище «вооруженной таджикской оппозиции». До этого Таджикистану угрожал «последствиями» из-за угнанной из Афганистана авиатехники министр обороны талибов мулла Мохаммад Якуб, «противодействием» вице-премьер правительства талибов Мулла Абдул Гани Барадар. Отметим, что Таджикистан — единственная страна в ЦА и среди соседей Афганистана, которая не пытается наладить отношения и дружить с новой властью в Афганистане и, более того, поддерживает антиталибский Фронт национального сопротивления (ФНС).

Афганские власти устами представителя Минобороны Инаятуллы Ховаразами в очередной раз потребовали от Таджикистана и Узбекистана вернуть военные самолеты и вертолеты, угнанные в эти республики после захвата талибами Кабула в августе 2021 года. Как сообщил 8 августа телеканал TOLOnews, талибский чиновник заявил, что в скором времени «Кабул примет эти вертолеты в ближайшее время», их «возьмут» и поставят на учет. Как это трактовать, Ховаразами не пояснил.

За последний год талибы неоднократно просили и угрожающе требовали от РТ и РУз вернуть вертолеты и самолеты (по данным США, в Узбекистане находится 46 единиц авиатехники, в Таджикистане — 18), однако в апреле спецпредставитель президента РУз по Афганистану Исматулла Иргашев заявил, что его страна вернет суда американской стороне. А в июне глава Центрального командования США Майкл Курилла сказал, что находящаяся в Таджикистане афганская военная авиатехника не будет передана талибам, часть ее США передадут таджикским властям.

Талибские власти делают крайне противоречивые заявления в отношении своих северных соседей. С одной стороны, высокопоставленные функционеры «Талибана», такие как спикер правительства Забехулла Муджахид и глава МИД Амир Хан Муттаки, заверяют, что с территории Афганистана не будут исходить угрозы для соседних стран (подобное заявление вновь прозвучало на недавней международной конференции по Афганистану в Ташкенте), с другой — некоторые военные чины и командиры намекают, или даже открыто говорят о возможности силового ответа на те или иные действия соседей, которые им, талибам, не нравятся. Чаще всего такие угрозы звучат в адрес Таджикистана. Эксперты в РТ отмечают, что подобные заявления со стороны талибских управленцев, в том числе командиров военизированных подразделений, скорее направлены на создание определенного информационного фона и оказания влияния на власти республики с тем, чтобы сделать их более лояльными к «Талибану». Тем не менее, к ним необходимо относиться как к реальным вызовам, учитывая как террористическую сущность самой нынешней афганской власти, так и ее покровительство террористическо-экстремистским группировкам и боевикам центральноазиатского происхождения, находящимся в Афганистане, особенно на фоне недавнего известия о создании в Афганистане новой организации «Техрик-е Талибан Таджикистан», целью которой является свержение светского правительства в РТ.

Дислоцированную в районе Шамсиддини Шохин пограничную часть перевели ближе к границе с Афганистаном — теперь она располагается на расстоянии 12 км от таджикско-афганской границы, тогда как до последних месяцев дислоцировалась в 20 км от границы. С такого расстояния контролировать рубежи было затруднительно. Новое расположение погранчасти позволит усилить контроль на границе с Афганистаном, хотя местность, куда переведена погранчасть, более сложна для патрулирования. Об этом сообщил 4 августа председатель района Шамсиддин Шохин Зафар Гулзода. Отметим, что в конце мая этого года президент Эмомали Рахмон посетил погранотряд «Шамсиддин Шохин», ему была представлена инфраструктура новой погранчасти. Однако о том, что часть переведена ближе к границе, тогда не сообщалось.

Примечание : Участок таджикско-афганской границы в районе Шамсиддин Шохин (бывший Шуроабад) расположен в лесистой высокогорной местности и считается одним из самых сложных для охраны. Именно его наиболее часто используют контрабандисты для переброски наркотиков из Афганистана в Таджикистан.

Между тем, за год правления «Талибана» в Афганистане наркотрафик из этой страны в Таджикистан заметно увеличился. С августа 2021 года в приграничных районах РТ пресечена переброска в Таджикистан в общей сложности более 3 тонн наркотиков, при этом за весь 2020 год было изъято чуть более 1 тонны. Как сообщил 5 августа глава Агентства по контролю за наркотиками (АКН) РТ Хабибулло Вохидзода, за 6 месяцев этого года из незаконного оборота в республике изъято около 2,58 тонны наркотических средств, что на 882,5 кг (52%) больше, чем за аналогичный период 2021 года, когда было задержано 1,69 тонны. Глава АКН указал, что рост объемов изъятия наркотиков в стране связан с увеличением их контрабанды из Афганистана. В первом полугодии текущего года на таджикско-афганской границе были задержаны 14 наркоконтрабандистов (все — граждане Афганистана), тогда как за 6 месяцев 2021 года — 5 человек. Как отмечают в АКН, после прихода к власти талибы заявили, что намерены бороться с выращиванием и производством наркотиков, но на самом деле ничего подобного не происходит.

Редакция Вестника ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.

Оставьте комментарий