Наука и образование в Казахстане: что есть и как будет?

on

Президент Казахстана предложил разделить Министерство образования на два ведомства, 11 июня разделение состоялось.

1 июня 2022 г. На юбилейной сессии Национальной академии наук Республики  Казахстан президент Касым-Жомарт Токаев предложил разделить Министерство образования Казахстана на два ведомства. 11 июня разделение состоялось. Министром науки и высшего образования был назначен Нурбек Саясат, министром просвещения стал Асхат Аймагамбетов. 15 июня в интервью российскому телеканалу «Россия 24» казахстанский лидер озвучил, что Республика не намерена отказываться от Болонской системы.  

Министерство образования и науки Республики Казахстан было одним из разработчиков опубликованной на днях Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы, в которой, в частности, сообщается о позициях казахской науки в мире. «Согласно отчету рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее – ГИК ВЭФ) за 2019 год по фактору «Инновационный потенциал» РК опустился по сравнению с 2018 годом с 87 на 95 место среди 141 страны». Снижение показателей было обусловлено низкими объемами расходов на НИОКР, уровнем узнаваемости научных институтов и заявок на регистрацию товарного знака. В мировом рейтинге по индексу инноваций в 2021 году РК занимает 79 место из 132 стран. При этом отмечен рост в 2021 году расходов на НИОКР в РК до 109 млрд тенге (2019 год – 82,3 млрд тенге, 2020 год – 89,0 млрд тенге). Однако данное увеличение не оказало существенного влияния на наукоемкость ВВП, которая в отчетном году составила 0,13%. Индекс роста затрат на НИОКР в 2021 году оказался ниже уровня 2020 года, сократившись на 5,9% по сравнению с 2019 годом, и ниже уровня инфляции. Анализ внутренних затрат на НИОКР в разрезе источников финансирования показывает, что на долю государства приходится 58,2%, предприятий – 33,5 % и других источников – 8,3 %.Согласно ежегодному индексу инноваций «Bloomberg» в 2020 году РК занял 59 место из 60 стран.

СПРАВКА: Индекс инноваций (Global Innovation Index) складывается из 82 различных переменных, характеризующих инновационное развитие стран мира, и отражает широкое видение инноваций, включая политическую среду, образование, инфраструктуру и уровень развития бизнеса. Это позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

СПРАВКА: Ежегодный индекс инноваций «Bloomberg» рассчитывается по 7 индикаторам: патентная активность, численность ученых, эффективность высшего образования, количество технологических компаний, продуктивность, количество производств с добавленной стоимостью и расходы на НИОКР относительно ВВП.

Авторы концепции научной отрасли изучили эффективность господдержки и эффективность научной деятельности. По итогам оценки в 2021 г. в рамках 1335  реализованных и продолжающихся научных исследований грантового финансирования (295 – заключительные отчеты, 1030 – продолжающиеся исследования) было опубликовано 4516 научных работ, получено 130 патентов и осуществлено 177 внедрений. В рамках программно-целевого финансирования было получено всего 45 патентов, что является весьма низким значением. Внедрений по проектам программно-целевого финансирования зарегистрировано 70. Что удивительно для капиталистического строя, отмечается перекос в финансировании в сторону научно-исследовательских работ во вред опытно-конструкторским. Результаты научно-исследовательских работ, не доведенные до экспериментальных разработок, остаются в виде научных отчетов, не реализуются в виде опытных образцов продукции и технологий производства этой продукции и не представляют интереса для производственных предприятий. Среди выводов по ситуации от комитета науки – очевидный отрыв научной сферы от реальных потребностей индустрии и национальных задач, необеспеченность заказами от частного и государственного секторов. Доходы от передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, проведения контрактных исследований, реализации инновационных проектов в РК не обеспечивают финансовой стабильности и недостаточны для реинвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. В итоге большая часть доля научных результатов так и остается в виде отчетов и статей.

Таким образом, положение дел в казахской науке в результате многочисленных реформ достаточно плачевно. К.-Ж. Токаев, будучи осведомленным с реальными цифрами, принял решение спустя десятилетия вернуть Академии наук Республики Казахстан статус государственной и закрепить финансирование из госбюджета. С целью стимулирования исследовательской базы университетов поручено запустить программу поддержки научно-технологических парков при вузах с выделением целевых грантов на развитие научных лабораторий и опытно-испытательной инфраструктуры. Президент РК также напомнил о том, что недропользователей обязали отчислять 1% от затрат на добычу полезных ископаемых для финансирования НИОКР, а частные инвестиции в исследования теперь будут стимулировать налоговыми и инвестиционными преференциями. В рамках реформ предполагается вовлечение в научно-исследовательскую деятельность местных исполнительных органов, которые могли бы финансировать НИОКР. Еще одно поручение касается необходимости долгосрочного планирования научно-технического развития в стране. К.-Ж. Токаев заявил о необходимости открытия бывшего Национального центра научно-технической информации, созданного в 1957 году, и призвал создать Национальную систему цитирования. По мнению экспертов Информационно-аналитического Центра МГУ (ИАЦ МГУ), видимо, имеется в виду систематизированная база данных, которая будет «дергать» из массивов опубликованных в мире работ выдержки по ключевым словам, однако в настоящее время, если речь идет о казахстанских авторах, это бессмысленно.

По данным того же ИАЦ МГУ, наука в РК популярна у очень небольшой части населения (по-видимому, общемировой фактор). За последние 30 лет зарегистрировано сокращение численности казахских ученых в два раза (с 40,8 тыс. человек в 1991 году до 22,6 тыс. человек в 2021 году), так как одной из основных проблем кадрового и научного потенциала является нестабильный и низкий уровень оплаты труда, сохраняется тенденция низкой привлекательности сферы науки. В 2020 году средняя заработная плата ученых составила 152 тыс. тенге или 72% от средней по экономике. Данные факторы стали причиной сокращения доли молодых ученых до 36% от общего количества исследователей. В последние годы приток молодежи в науку уменьшился с 11% до 7% от общей численности персонала, занятого НИОКР. Такой динамики замещения недостаточно для воспроизводства кадрового научного потенциала, поэтому проблема «старения» кадров по-прежнему актуальна.

Справедливости ради стоит отметить, что в Казахстане на государственном уровне поставлены задачи «по вхождению в число 30-ти развитых стран мира, ускоренному и качественному экономическому росту, инновационному и наукоемкому развитию» (данные Национального доклада по науке за 2020 г.) и предполагается реализация таких документов, как Стратегия «Казахстан-2050», «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года», План нации «100 конкретных шагов по проведению Пяти институциональных реформ», Третья модернизация Казахстана и Модернизация общественного сознания. Однако согласно данным Национального доклада по науке за 2021 г. соотношение ученых, конструкторов и работников опытных производств в Казахстане составляет 25:4:1. В ведущих государствах мира – США, Великобритании, Франции, Германии, Китае, Японии, России, Израиле – этот показатель равен 1:2:4. В РК такая ситуация сложилась в результате слабого уровня развития инфраструктуры опытно-конструкторских производств, инжиниринговых центров и конструкторских бюро.

Но есть и другие цифры. Численность докторантов в 2020 году достигла максимальных показателей – 6914 человек (2018 год – 5609 человек, 2019 год – 6363 человека) в результате расширенного приема 2018 года. При этом в 2020 году в стране насчитывалось 22,7 тыс. научных работников, из которых лишь 8 тыс. имели докторскую или кандидатскую степень. Получение докторской степени в Казахстане по-прежнему модно, но это не означает, что выпускник будет работать «в науке». К тому же статистика умалчивает сферы, в которых в основном защищаются докторанты. Возможно, о прикладном характере речь там и не идет. Если говорить о направлениях в исследованиях, то в докладе приводится следующая статистика. В 2020 году, как и в предыдущие годы, больше всего казахских исследователей задействовано в естественных науках почти 31% численности исследователей̆ (5,6 тыс.); инженерные разработки и технологии – 26% (4,8 тыс. человек); на долю гуманитарных наук приходится 19%; социальных и сельскохозяйственных наук – по 9%; наименьшая численность исследователей̆ приходится на медицинские науки – 6% (1007 человек).

КОММЕНТАРИЙ (ФНЕ): Эксперт Фонда «Наследие Евразии» из Казахстана отмечает, что о конкретном векторе развития казахской науки говорить пока не приходится. Все упирается в банальное финансирование и об этом говорят сами ученые. Как-то выживают научные отрасли, связанные с добычей природных ресурсов, соответствующие компании финансируют профильные научные разработки. Общий вектор же будет иметь две направленности. Первая, традиционная, оставшаяся со времен СССР: это государственное финансирование науки и Академии наук. Но на полномасштабное госфинансирование денег нет. И потому будет использовано второе направление – коммерциализация науки. Готовятся соответствующие решения.

Ирина Андриевская, к.э.н., эксперт Фонда «Наследие Евразии»

Источники: Информационно-аналитический Центр МГУ, liter.kz, gov.kz, nauka-nanrk.kz.

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.

Оставьте комментарий