18.05.2022 г. Анкара (TRT Avaz, перевод ФНЕ) Визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Турцию 10-11.05.2022 г. имел широкий резонанс в СМИ и обозначил начало новой эры в двусторонних отношениях в политической, экономической и военной сферах.
В контексте данного визита интересной представляется экспертная позиция доцента Анкарского Университета (Турция) Айнур Ногаевой, опубликованная в статье «Новая эра в турецко-казахстанских отношениях». Далее приводим основные доводы автора.
Повестка визита была сформирована 10-11.05.2022 г. на основании ряда встреч, в том числе, по итогам работы XII Межправительственной комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которая прошла в Нур-Султане под председательством Премьер-министра Казахстана Алихана Смаилова и вице-президента Турции Фуата Октая.
Особое внимание экспертов в связи с визитом привлекла сфера обороны и безопасности. Благодаря поддержке, оказанной Азербайджану во Второй карабахской войне, успех Турции в оборонной промышленности стал явным. За исключением Узбекистана, который уже производит собственные беспилотники военного и гражданского назначения, страны региона проявляют большой интерес к турецким БПЛА. Соглашение, подписанное между TAI (ФНЕ: государственное авиастроительное объединение Turkish Aerospace Industries) и правительством Казахстана, позволит запустить производство БПЛА «ANKA» в Казахстане.
Вопрос безопасности и модернизации армии имеет для Казахстана жизненно важное значение, именно поэтому в ходе визита подписаны соглашения о передаче технологий и подготовке военно-технического персонала. Ранее, в феврале 2022 года заместитель министра национальной обороны Турции Мухсин Дере посетил Казахстан с двухдневным рабочим визитом, в ходе которого обсуждалось сотрудничество двух стран в области военной подготовки, а также партнерские отношения в сфере оборонной промышленности. В результате уже сегодня личный состав, который будет обслуживать «ANKA» ВВС Казахстана, завершил двухмесячное обучение в TAI.
Итогом визита К. Токаева также стало подписание соглашения по увеличению количества текущих авиарейсов между странами с 61 до 124 в неделю.
Важно, что этот визит для президента Казахстана является первым за период эпидемии и первым после событий «Кровавого января 2022 года». В этом контексте визит, состоявшийся по приглашению президента Р. Эрдогана, можно интерпретировать как усиление политической поддержки Казахстана со стороны Турции.
Турция и Казахстан занимают лидирующие позиции в интеграции тюркского мира. Первый Саммит Тюркского Совета «Экономическое и торговое сотрудничество» прошел 20-21.10.2011 года в г. Алма-Ата с участием лидеров Турции, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. На саммите Тюркского совета и первом саммите Организации тюркских государств (ОТГ) в 2021 году состоялось торжественное открытие здания Секретариата Организации.Помимо штаб-квартиры ОТГ, в Казахстане также находится Международная тюркская академия, которая входит в состав организаций, стремящихся поддерживать общие ценности тюркского мира, таких как TÜRKPA (ФНЕ: Парламентская ассамблея тюркоязычных стран), TÜRKSOY (ФНЕ: Международная организация тюркской культуры), Институты Юнуса Эмре (YEE). Членами Академии являются Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан и Турция, Венгрия имеет статус наблюдателя.
В конце апреля в казахстанском парламенте было ратифицировано «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Тюркской Академией об условиях и порядке размещения Тюркской Академии». Данное соглашение, призванное урегулировать работу Международной Тюркской академии на территории Казахстана, направлено на дальнейшее укрепление сотрудничества тюркоязычных государств в сфере образования и науки.
Казахстан при каждой возможности подчеркивает на международной арене, особенно в ООН, что выступает за мир и предпринимает шаги не только в дискурсе, но и на практике. Например, Казахстан, выступающий посредником в разрешении авиационного кризиса между Турцией и Россией (ФНЕ: в конце апреля 2022 года Турция закрыла свое воздушное пространство для российских военных и гражданских самолетов, направляющихся в Сирию), осуществляет Астанинский процесс параллельно с Женевским процессом в сирийском кризисе. И Казахстан, и Турция предложили посредничество в русско-украинской войне (термины даны в интерпретации А.Ногаевой). В этом контексте Казахстан, который является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с Россией, подчеркивает, что будет действовать в рамках правил ООН в украинском кризисе. Кроме того, Казахстан направляет в Украину конвои с гуманитарной помощью. Особое значение здесь имеет и тот факт, что Токаев занимал должность Генерального директора Женевского отделения ООН в период с 12 марта 2011 года по 16 октября 2013 года.
Примечание (ФНЕ): Восемнадцатый раунд переговоров по Сирии пройдет в Нур-Султане 14-16 июня. Многосторонний Астанинский процесс дополняет Женевский, и оба призваны обеспечить мирное и стабильное разрешение сирийского конфликта, затрагивают обеспечение мер, связанных с прекращением боевых действий и процессом разминирования, доставку гуманитарной помощи, возвращение в страну беженцев, поиск возможностей финансирования послевоенной реконструкции страны и содействие обмену пленными.
Обе страны желают, чтобы переговорный процесс между Россией и Украиной, осуществляемый при посредничестве Турции, был успешным. Конфликт может помешать полной реализации соглашений о сотрудничестве между Турцией и Казахстаном, по этой причине долгосрочные результаты усилий двух стран по достижению мира принесут пользу им обеим.
КОММЕНТАРИЙ (ФНЕ): Экспертное сообщество, как в Казахстане, так и в России, полярно отреагировало на визит Токаева в Анкару, прежде всего обратив внимание на значимость результатов переговоров в сфере обороны и безопасности. Сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов для Политнавигатора отметил, что соглашение о военном сотрудничестве закрепляет процесс окончательной геополитической переориентации Казахстана через Турцию на Запад. Поэтому появление «тюркского НАТО» в Центральной Азии с участием Казахстана и Узбекистана с активизацией проамериканских исламистов в соседнем Афганистане более чем очевидно. Новые виды вооружения вместе с закупленными двумя американскими разведывательными самолётами явно будут потенциально направлены в перспективе против России и Китая. В этой связи политолог Досым Сатпаев (Казахстан) для forbes.kz озвучил, что одной из основ безопасности Казахстана должна быть постоянная поддержка и сохранение геополитического баланса сил в регионе, как по отношению к России, так и к Китаю. Одним из таких балансов может быть более тесное военно-политическое сотрудничество тюркских государств. В свою очередь старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин (РФ) придерживается мнения, что «полноценно конкурировать с Россией или заменить ее в качестве ключевого партнера Турции будет крайне сложно». Российский политолог, специалист по Центральной Азии Аркадий Дубнов для ORDA.kz отметил, что потенциальное обращение Казахстана к Турции является «чрезвычайно ответственным направлением внешней помощи, потому что Турция — это страна НАТО» и «это будет противоречить сегодняшней ситуации, когда Казахстан является членом ОДКБ и, в первую очередь, нацелен на сотрудничество с Россией». Эксперты ФНЕ также отмечают, что активизация казахско-турецких отношений происходит на основе взаимной заинтересованности в укреплении лидерства Казахстана и Турции в турецком мире, а Р. Эрдоган в связи с надвигающимися выборами в следующем году преследует в том числе личные внутриполитические цели.
Эксперт ФНЕ, к.э.н. Ирина Андриевская для «Евразийского вестника ФНЕ»
