Энергетика без энергии

on

8 ноября. Душанбе (местные СМИ, ФНЕ) В Таджикистане уже месяц, как продолжаются ограничения подачи электроэнергии в регионах. Более того, время отключений света увеличилось: в сельских районах его дают с 5 до 8 часов утра и с 18 до 22 часов вечера. При этом госэнергохолдинг «Барки точик» продолжает отрицать лимитированную подачу электричества, объясняя отключения профилактическими и ремонтными работами для подготовки подстанций и ЛЭП к зимнему сезону, который по сути уже начался.

ДОПОЛНЕНИЕ 1: Власти призывают людей самим позаботиться о себе и подготовиться к зиме. В некоторых городах и районах местные чиновники уже посоветовали населению использовать в частных домах уголь и дрова для отопления и приготовления еды, а также дали указание отключить уличное освещение, электрические вывески и рекламы на магазинах, ресторанах и кафе. Цены на уголь сразу поползли вверх.

КОММЕНТАРИЙ (ФНЕ): Госкомпанию «Барки точик» и Минэнерго в Таджикистане критикуют за то, что они продают электроэнергию и воду в соседние страны, в то время как население республики само страдает от нехватки электричества. Если в предыдущие годы власти официально заявляли о введении лимитов в холодное время года, то уже второй год осенью «Барки точик» скрывает настоящие причины перебоев с подачей света, связанные с недостаточностью водно-энергетических ресурсов, и рассказывает о перманентно проводимых «профилактических работах». Эксперты же утверждают, что на самом деле в Нурекском водохранилище недостаточно воды, так как в летнее время было отпущено слишком много воды соседям. Недостаток электричества в осенне-зимний период связывают также с его потерями из-за устаревших ЛЭП и трансформаторов, многие из которых отработали уже больше двух установленных сроков эксплуатации, но продолжают использоваться. При этом зимой около 70% трансформаторов в стране работают с перегрузкой, поэтому часто выходят из строя. Другая причина потерь в сетях связана с хищением электричества в системе энергосбыта: ее сотрудники (инспекторы) договариваются с потребителями о снижении показаний счетчиков, а разницу делят между собой. Вероятно, ограничения в подаче электроэнергии в регионах, как и в предыдущие годы, будут продолжаться до марта-апреля, пока не увеличится приточность реки Вахш.

Примечание 1: Ограничения в подаче электричества особенно сильно отражаются на сельском населении, составляющем более 70% населения страны. Ежегодно по причине ограничения подачи электроэнергии в сельской местности потеря урожайности сельхозпродукции составляет порядка 30%. Из-за нехватки электроэнергии страдают предприниматели, которые несут большие финансовые потери из-за вынужденного простоя.

ДОПОЛНЕНИЕ 2: В настоящее время Таджикистан экспортирует электроэнергию в Афганистан и Узбекистан, хотя и в сокращенных объемах. В первых числах октября поставки начались в Кыргызстан, где сложилась критическая ситуация с уровнем воды в Токтогульском водохранилище. Но через несколько дней Таджикистан прекратил поставки — как сказал министр энергетики КР Доскул Бекмурзаев, «из-за поднявшегося там кипиша». В конце октября замглавы Минэнерго КР Таалайбек Ибраев заявил, что несмотря на принятые меры, уровень воды в Токтогульском водохранилище может упасть до горизонта «мертвого объема». Такая ситуация не позволит региону успешно пройти вегетационный период в следующем году, причем, не только в Киргизии, но и в соседних странах, по которым протекают трансграничные реки. Чтобы этого не произошло и удалось сохранить и восстановить уровень воды в Токтогуле, нужна помощь соседей, отметил Ибраев, имея в виду продолжение поставок необходимых КР объемов электричества. При этом есть опасность, что в 2022 году Кыргызстан в поливной период постарается максимально запастись водой в Токтогуле, чтобы в следующем осенне-зимнем сезоне избежать энергетического кризиса, подобного нынешнему. Тогда могут пострадать сельхозугодья Таджикистана, Узбекистана и Казахстана, поскольку летом Кыргызстан обычно сбрасывает воду из Токтогульского водохранилища для полива пахотных земель в странах нижнего течения трансграничной реки Сырдарьи.

Примечание 2: Забор воды из Сырдарьи регулируется нормами, установленными Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией Центральной Азии: Узбекистан имеет право забирать 50,5% воды; Казахстан — 42%; Таджикистан — 7% и Кыргызстан — 0,5%.

ДОПОЛНЕНИЕ 3: В приграничном с Таджикистаном Лейлекском районе Кыргызстана запланировали построить водохранилище. Как сообщил 3 ноября портал госзакупок КР, Госагентство водных ресурсов при Минсельхозе объявило тендер на проведение проектно-изыскательских работ по строительству Лейлекского водохранилища на трансграничной реке Ходжабакирган (кыргызы называют ее Козу-Баглан). На эти цели будет потрачено 180 млн. сомов ($2,1 млн.). Водохранилище будет построено для перевода земель Лейлекского района, которые сейчас орошаются насосными станциями из Кайраккумского водохранилища Таджикистана, на самотечное орошение из реки Козу-Баглан, освоения новых 1800 гектаров и улучшения водообеспеченности земель, орошаемых из канала Кулунду. При этом Ходжабакирган питает своей водой и тысячи га пахотных земель в Таджикистане, поэтому регулирование стока реки со стороны Кыргызстана может поставить РТ в зависимость от воли соседней страны и негативно сказаться на сельхозугодьях на севере республики.

ДОПОЛНЕНИЕ 4: О сокращении речного стока в контексте изменения климата говорил президент Рахмон в своем выступлении на заседании высокого уровня по проблемам воды и климата 2 ноября. Он отметил, что ледники Таджикистана быстро тают, за последние 40 лет более 1000 из 14 тыс. ледников в республике полностью растаяли, а общий объем оледенения, формирующего более 60% водных ресурсов Центральной Азии, уменьшился почти на 30%. В ЦА мы наблюдаем существенное изменение климатического цикла: зимы стали более холодными и продолжительными, а летний период — более жарким и засушливым. В регионе заметен существенный рост потребности в электроэнергии и водных ресурсах. При этом меняется гидрологический цикл, что приводит к изменениям речного стока в регионе, как по объему, так и по времени. Существующие мощности в плане выработки электроэнергии и регулирования водных ресурсов не способны покрыть возрастающие потребности населения и экономики. Например, летом прошлого года Таджикистан был вынужден временно приостановить экспорт электроэнергии в соседние страны. В то же время, страны региона столкнулись с нехваткой воды в разгар поливного сезона. Рахмон озвучил ряд предложений, в числе которых — создание Международного фонда сохранения ледников.

КОММЕНТАРИЙ (ФНЕ): Эксперты прогнозируют, что к середине века одной из основных проблем всех стран Центральной Азии станет уменьшение поверхностного стока вод (то есть воды в реках) в результате сокращения ледников и снежного покрова. В Таджикистане и Кыргызстане могут исчезнуть до 50-60% ледников, из-за чего поверхностный сток рек сократится на 30-40% — это очень много. Соответственно будет нарастать дефицит питьевой воды, возникнут проблемы в сельском хозяйстве, животноводстве и гидроэнергетике. Все это приведет к спорам и конфликтам между странами ЦА из-за распределения воды. Поэтому уже сегодня перед Таджикистаном и другими странами ЦА стоит задача сохранить имеющиеся водные ресурсы, в том числе путем сокращения вредных выбросов, ускоряющих таяние ледников, и приучения населения к бережному отношению к воде.

НН, НА

Оставьте комментарий