Люк Бессон, Стивен Сигал, Франко Неро, Роберт Минкофф, Никита Михалков, Тимур Бекмамбетов и еще 47 звезд мировой величины (тут вопрос спорный, это кто и кого звездой считает) прошли по красной дорожке 13-го Ташкентского международного кинофестиваля «Жемчужина Шелкового пути». Открытие кинофестиваля состоялось в заново отремонтированном громадном Дворце кино. Фестиваль продлится до 3 октября.
Примечание 1: Перед открытием фестиваля прошла пресс-конференция, на которой журналистам представили гостей. Случилась небольшая сенсация, когда Стивен Сигал сказал: «Я тут представляю Россию, поскольку я – российский гражданин. Я вам привез привет от моего президента Путина». Итало-узбекский режиссер Али Хамраев: «Ташкентский кинофестиваль выше, чем фестиваль класса «А». Потому что здесь не думают о какой-то «статуэтке», а надеются – встретимся в узбекской чайхане, поговорим о нашей трудной и прекрасной профессии. Здесь творил великий Сергей Эйзенштейн, когда снимал киноэпопею о подвиге – о строительстве Большого Ферганского канала. Сегодня здесь работают его ученики».
Примечание 2: Фестиваль обойдется казне в 700 млрд. узбекских сумов ($ 1 = 10500 сумов) -это годовой бюджет Минкульта Узбекистана.
ДОПОЛНЕНИЕ 1: Официально считается, что это 13-й фестиваль. С этой цифрой многие не согласны. Дело в том, что с 1968 по 1917 год в Ташкенте проходил Международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки. Он пользовался популярностью, поскольку предоставлял возможность молодым кинематографиям показать себя миру. После обретения независимости власти решили фестиваль не проводить, и 12-й кинофестиваль в 1997 году стал последним. Но в 2011 году дочь тогдашнего президента Ислама Каримова и основатель Фонда Форум (культура и искусство) Гульнара Каримова инициировала проведение Международного кинофестиваля «Золотой гепард». Уже на первый фестиваль было подано 500 заявок, отобрано 34 картины. В жюри – весьма именитые гости. Всего прошло три «Золотых гепарда». После того, как у г-жи Каримовой начались «сложности» с властями и с отцом, Фонд Форум был закрыт вместе с кинофестивалем. Но «Золотой гепард» всегда считался продолжателем «того, советского» Ташкентского кинофестиваля, и специалисты были уверены, что в Ташкенте прошло 15 международных кинофестивалей. Значит, нынешний должен стать 16-м.
ДОПОЛНЕНИЕ 2: Гульнара Каримова и вся её работа сегодня вычеркнута из истории. (Многие считают, что её просто сделали «стрелочником» в многочисленных коррупционных схемах верхнего эшелона власти). И дело не только в том, что очень успешный кинофестиваль предан забвению. Те кинематографисты, которые участвовали в «Золотом гепарде», также «отжаты на обочину». Так, главный «Золотой гепард» 2011 года получил узбекский кинорежиссер Зульфикар Мусаков, представивший картину «Свинец» (о репрессиях, перенесенных узбеками вместе со всей страной с 34-го по 53-й…). Я помню, как зрительный зал аплодировал режиссеру стоя. В нынешнем году Мусаков закончил не менее интересный фильм «Смерть сценариста». Вроде на историческом материале, но аналогии с сегодняшним днем страны просматриваются явно. Считалось, что фильм достойно представит кинематографию Узбекистана на возрожденном Ташкентском международном. Но! Он категорически запрещен к показу. Возможно, Мусаков сможет показать его гостям «неофициально» — это одна из интриг нынешнего кинофестиваля.
ДОПОЛНЕНИЕ 3: 13-й Ташкентский международный кинофестиваль сохранил эмблему прежнего, подчеркивая преемственность. А девиз показательно сменился. Старый был: «За мир, социальный прогресс и свободу народов!» Поскольку считается, что после обретения независимости со свободой все в порядке, а социальных проблем нет, девиз отредактировали: «За мир, просвещение и прогресс».
ДОПОЛНЕНИЕ 4: Ташкентский кинофестиваль заявлен как международный, но он пока не имеет категории (Канны, Берлиналле – категории «А»). Агентство кинематографии Узбекистана называет ташкентский смотр «Фестивалем Фестивалей». Здесь в основной программе не будет конкурса. Зато каждый участник получит ценный (очень ценный) приз – от наборов древней керамики Риштана до золотошвейных бухарских халатов. Тут уже делают сравнения: бухарский халат с золотым шитьем стоит около $3 тыс., а себестоимость статуэтки Оскар около $762. Так что, как и кто считает…
ДОПОЛНЕНИЕ 5: В рамках общего киносмотра пройдут Дни кино 14 стран: Египта, Израиля, Индии, Италии, Ирана, Польши, России и других. Начинаются показы в рамках программ «Кино нового поколения» (10 участников), «Дни документального кино» (25 участников), «Кино Центразии». Пожалуй, наиболее интересное – конкурсный марафон «Кино за 5 дней». Участники – молодые кинематографисты до 35 лет из 22 стран, в том числе традиционно «очень кинематографических — Франции, Германии, Кореи, Японии, Индии… Задача – за 5 дней снять фильм об Узбекистане. Призы – великолепные кубки, денежная часть: 1-ое место — $15 тыс., 2-е место — $10 тыс., 3-е место – 7 тыс. Как раз хватит, чтобы «запуститься» с новым фильмом.
ДОПОЛНЕНИЕ 6: Кинематограф Узбекистана представлен фильмами Акрома Шохназарова «101-й рейс», «Туткунлик» («Плен») Рашида Маликова, «Бир кунлик туй» («Свадьба за один день») Шохруха Расулова, «Аёл кисмати» («Судьба женщины») Дильмурода Масаидова. Отдельно называют фильм-размышление узбекского мэтра «Самаркандда ковун таровати» («Запах самаркандской дыни») Али Хамраева. Он живет в Италии, этот фильм – его ностальгия по родине. В соответствии с нормами сегодняшнего дня все фильмы – на узбекском языке.
ДОПОЛНЕНИЕ 7: Событием для нескольких поколений станет акция передачи Агентством кинематографии Узбекистана для Минобразования коллекции узбекских мультфильмов советского периода. Тут сразу две благодарности: первая — Госфильмофонду России, который в годы развала прежней страны уберег фильмы, которые распродавали за поистине мелочь, вторая благодарность – Всемирному обществу по сохранению культурного наследия Узбекистана, которое финансировало благородную программу.
