25 августа. Душанбе (пресс-служба президента РТ). Президент РТ Эмомали Рахмон встретился 25 августа с главой МИД Пакистана Шахом Махмудом Курейши, прибывшим в Душанбе с рабочим визитом. В ходе переговоров Рахмон сделал важное заявление, обозначив позицию РТ по ситуации в Афганистане после прихода к власти движения «Талибан» (запрещено в РФ и РТ). Он заявил, что талибы «отказываются от своих предыдущих обещаний сформировать временное переходное правительство при широком участии других политических сил страны и готовятся к созданию исламского эмирата».
Примечание 1: Рахмон подчеркнул, что «необходимо создать инклюзивное правительство с участием всех национальных меньшинств, в том числе таджиков Афганистана, которые составляют более 46% населения этой страны», и что «Таджикистан не будет признавать никакого другого правительства, сформированного в этой стране путем угнетения и преследования, без учета позиции всего афганского народа, особенно всех его национальных меньшинств». Также Рахмон сказал, что «после вывода сил коалиции с территории Афганистана страна сегодня находится на грани гуманитарной катастрофы», — подчеркнул президент.
Примечание 2: Глава МИД Пакистана прибыл в Душанбе в рамках официального турне по странам Центральной Азии. После Таджикистана Курейши посетил Узбекистан, Туркменистан и Иран. Основная цель этих визитов — убедить страны региона налаживать контакты с движением «Талибан», которое пользуется поддержкой Пакистана.
КОММЕНТАРИЙ (ФНЕ): Для многих наблюдателей в Таджикистане заявление Рахмона стало неожиданным. Многие полагали, что в Душанбе будут выжидать, пока не отреагируют Китай и РФ. Однако в этот раз Рахмон опередил всех и стал практически первым главой государства, однозначно и резко выразившим отношение к происходящим в Афганистане событиям. Как полагают эксперты, Рахмон выразил общую обеспокоенность региона появлением нового государства с религиозно-экстремистской идеологией. Но тот факт, что он смело озвучил эту обеспокоенность, скорее всего, прибавит ему политических очков в глазах не только таджикистанцев, но и населения соседних стран.
ДОПОЛНЕНИЕ 1: На заявление Рахмона отреагировал лидер Исламской партии Афганистана, бывший премьер-министр страны Гульбеддин Хекматияр. Перед пятничной молитвой в центральной мечети Кабула 27 августа он заявил, что таджикским властям следует позаботиться, прежде всего, о таджиках Таджикистана и соблюдать права живущих в РТ нацменьшинств. «Скажите, сколько министров-узбеков работают в кабинете министров Таджикистана? А сколько представителей других народов занимают высокие посты в вашем правительстве?» — задался вопросами Хекматияр. Он назвал Таджикистан «российской колонией», язвительно напомнив, что президент республики только недавно избавился от русского суффикса «-ов» в своей фамилии.
Справка: 74-летний Гульбеддин Хекматияр — выходец из пуштунского племени хароти, входящего в крупную группу племен гильзаи. Бывший студент-инженер. Родился в уезде Имам-Сахиб северной провинции Кундуз. После госпереворота Дауда в 1973 году эмигрировал в Пакистан и встал в оппозицию новому режиму. В 1975 году в Пешаваре создал Исламскую партию Афганистана («Хезб-и-Ислами»). В годы советского присутствия пользовался покровительством США как лидер афганских моджахедов. В 1992 году подконтрольные Хекматияру силы в борьбе за контроль над Кабулом обстреляли ракетами столицу, что привело к разрушению большей части города и гибели нескольких тысяч афганцев. В 1990-е годы дважды неподолгу был премьер-министром страны. После первого прихода к власти «Талибана» в 1996 году Хекматияр бежал в Иран. Впоследствии он начал высказываться в поддержку «Талибана» и «Аль-Каиды» и в 2003 году был объявлен США террористом и внесен в черный список ООН наряду с муллой Омаром и бен Ладеном. В сентябре 2016 года власти Афганистана подписали мирное соглашение с Хекматияром. Он был амнистирован. «Хезб-и-Ислами» в свою очередь согласилась расформировать свое боевое крыло, которое считалось вторым по величине оппозиционным военизированным формированием после движения «Талибан».
ДОПОЛНЕНИЕ 2: Позицию Таджикистана по ситуации в Афганистане Эмомали Рахмон озвучил и на встрече с главой МИД Германии Хайко Маасом 30 августа в Душанбе. Президент РТ отметил, что одним из факторов стабилизации обстановки в этой стране является формирование инклюзивного правительства с участием представителей всех этнических групп. Было подчеркнуто, что РТ не признает ни одно другое правительство, навязанное насильственным путем. По мнению Рахмона, важную роль в этом должны сыграть ООН и мировые державы, в противном случае «Афганистан может быть вовлечен в затяжную гражданскую войну». Таджикистан также ожидает помощи от международного сообщества и в частности Германии в укреплении и защите таджикско-афганской границы.
ДОПОЛНЕНИЕ 3: Глава МИД Германии Хайко Маас с 29 августа находился в поездке по странам региона, он посетил Таджикистан, Узбекистан, Пакистан, Турцию и Катар, чтобы обсудить ситуацию в Афганистане. Речь шла, в частности, о возможности выезда афганских беженцев из списка ФРГ в соседние страны, где они могут добраться до немецкого посольства и получить визы. По словам Мааса, посольствам ФРГ в соседних с Афганистаном странах даны указания выдавать въездные документы всем афганским сотрудникам, которые получили подтверждение права на эвакуацию.
ДОПОЛНЕНИЕ 4: В Фейсбуке 21 августа от имени «жителей Кулябского региона» было опубликовано короткое заявление следующего содержания: «Если президент Таджикистана и наш уважаемый лидер разрешит, мы, молодежь и жители среднего возраста Кулябского региона Хатлонской области, присоединимся к Ахмаду Масуду и Атта Мухаммаду Нуру и будем содействовать разгрому экстремистских групп «Талибана» в Азии и Афганистане». Авторы утверждают, что таких добровольцев — уже 1850 человек. Они намеревались отправить письмо в администрацию президента РТ.
КОММЕНТАРИЙ ВФНЕ: Возможно, заявление кулябской молодежи – это продукт так называемой «фабрики ответов» («фабрики троллей») — связанных с правительственными структурами комментаторов, которые транслируют в соцсетях позицию властей. Таким образом, Душанбе послал миру, и в том числе талибам, сигнал недовольства попытками монополизировать власть и игнорировать интересы таджикской части населения Афганистана. В этом же ключе 20 августа сделал заявление лидер Демпартии Таджикистана Саидджафар Усмонзода, который заявил о «геноциде талибов в отношении не пуштунских народов страны» и призвал международное сообщество не признавать «террористическую систему» правления «Талибана». После этих сигналов в Душанбе решили напрямую заявить позицию Таджикистана, которая была озвучена Рахмоном пакистанскому министру иностранных дел.
ДОПОЛНЕНИЕ 5: Вооруженные силы Таджикистана держат под контролем ситуацию на границе с Афганистаном, привлечения туда дополнительных сил не требуется. Об этом 23 августа заявил генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась по завершении внеочередной сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) организации, которая прошла в формате видеоконференции под председательством президента Эмомали Рахмона. При этом прорабатываются коллективные меры, призванные обеспечить безопасность РТ в случае обострения пограничной ситуации. Так, в ближайшие месяцы вблизи таджикско-афганской границы пройдет серия масштабных учений коллективных сил ОДКБ: «Поиск-2021», «Эшелон-2021», «Взаимодействие-2021», «Кобальт-2021».
ДОПОЛНЕНИЕ 6: Говоря о событиях в районе Панджшерского ущелья в Афганистане, остающегося неподконтрольным талибам, Зась отметил, что стороны должны воздержаться от силовых мер и достичь компромисса переговорным путем. В противном случае «возникающие очаги сопротивления талибам могут привести к разворачиванию долговременной гражданской войны с непредсказуемыми последствиями для безопасности не только Афганистана, но и окружающего большого региона», сказал он.
ДОПОЛНЕНИЕ 7: Обстановка в Афганистане и вокруг него станет главным вопросом повестки очной сессии СКБ ОДКБ 16 сентября в Душанбе. Страны ОДКБ договорились к заседанию в Душанбе подготовить совместное заявление по ситуации в Афганистане на уровне глав МИД, в котором будет высказана консолидированная позиция всех государств-членов. Президенты также поручили к сессии СКБ выработать предложения по регулированию ситуации с возможными потоками беженцев из Афганистана.
ДОПОЛНЕНИЕ 8: На фоне обострения ситуации в Афганистане «Рособоронэкспорт» получил заказы от его соседей на поставки российской вертолетной техники, стрелкового оружия и современных высокоэффективных систем охраны границ. Компания уже отрабатывает эти заявки, сообщил гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев. Он отметил, что компания готова «помогать партнерам России в Центральной Азии адекватно реагировать на возникающие угрозы и обеспечить их необходимым вооружением и военной техникой с целью защиты населения и суверенитета».
ДОПОЛНЕНИЕ 9: Россия усилила 201-ю военную базу (РВБ) в Таджикистане противотанковыми комплексами (ПТРК) «Корнет». Партия новых ПТРК поступила на вооружение артиллерийских подразделений РВБ РТ. Комплексы «Корнет» предназначены для поражения бронированной техники противника и воздушных целей, включая вертолеты и беспилотные летательные аппараты. Максимальная дальность стрельбы — 5,5 км, минимальная — 100 метров. Наведение ракеты на цель осуществляется лазерным лучом.
ДОПОЛНЕНИЕ 10: Самолет военно-транспортной авиации (ВТА) Минобороны России, вылетевший 24 августа из Кабула, доставил на аэродром города Гиссара в Таджикистане 22 граждан республики, эвакуированных из Афганистана. Оборонным ведомством РФ были организованы четыре самолета ВТА, которые вывезли из Кабула более 500 граждан России, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Всего в посольство РТ в Кабуле обратились более 30 таджикских граждан. Остающиеся в Афганистане таджикистанцы будут возвращены на родину после оформления соответствующих документов, уточнили в МИД РТ.
ДОПОЛНЕНИЕ 11: Таджикистан наряду с Узбекистаном, Казахстаном и еще 10 государствами предоставил свою территорию для транзита вывозных рейсов из Афганистана в третьи страны. Власти РТ не сообщали о посадке в республике самолетов с эвакуированными (в отличие от Узбекистана, где официально заявлялось об использовании аэропортов Ташкента, Навои и Бухары для транзита рейсов из Афганистана). Однако очевидцы наблюдали посадку в Кулябе (город в 200 км к югу от Душанбе) самолетов из Кабула. Источники в администрации города говорят, что в последние дни в Кулябе приземлились несколько бортов, которые высадили здесь в общей сложности до 2 тыс. иностранных и афганских граждан. Половина их них сразу была переправлена в третьи страны, но около 900 беженцев все еще остаются в палаточном лагере в кулябском аэропорту. По договоренности США с «Талибаном» эвакуация из Афганистана завершается 31 августа.
ДОПОЛНЕНИЕ 12: Сайт avweb.com (независимый ресурс авиационных новостей) 29 августа сообщил, что в РТ скрываются 12 опытных пилотов афганских ВВС. Они попросили власти Канады дать им и их семьям разрешение на иммиграцию. Летчики-истребители, которые участвовали в ракетных обстрелах талибов, опасаясь их мести, бежали в Таджикистан. Они с нетерпением жду ответа канадских властей, поскольку обеспокоены тем, что могут стать «пешками», если таджикское правительство решит установить дипломатические отношения с талибами.
КОММЕНТАРИЙ (ФНЕ): Несмотря на отсутствие достаточных экономических возможностей, власти Таджикистана проявил гуманизм в отношении беженцев из Афганистана. Замглавы Комитета по ЧС республики Имомали Иброхимзода даже заявил, что при необходимости Таджикистан может принять до 100 тыс. афганских беженцев. Это заявление было громким, но недостаточно обдуманным, поскольку, как позже сказал руководитель ГБАО Ёдгор Файзов, ресурсы регионов ограничены: нет пустующих помещений для приема потенциальных беженцев, нет средств на их питание, постельные принадлежности, инвентарь. Республика не может обеспечить их работой, чтобы они сами себя содержали. Таджикистан может быть транзитной зоной, но не конечным пунктом, отметил Файзов. До захвата талибами власти в Афганистане в Таджикистане уже проживали около 3 тыс. беженцев из соседней страны, перебравшихся сюда в последние 25 лет. Но живут они трудно, государство им практически ничем не помогает, поддержку оказывают только УВКБ ООН и 2-3 неправительственные организации. Местное население относится к ним в целом дружелюбно, соседи и знакомые помогают, чем могут. Но к массовому приему новых искателей убежища готовы далеко не все.
ДОПОЛНЕНИЕ 13: Мнения по вопросу о приеме беженцев в таджикском сегменте соцсетей разделились. Часть комментаторов считает, что республика должна протянуть руку помощи «братскому афганскому народу»: «Афганистан в свое время принял свыше 80 тысяч наших беженцев и об этом НИКОГДА нельзя забывать. Долг платежом красен!», «Нужно помочь чем можем», «Афганцы — наши братья, и мы их поддержим»,
Другая часть полагает, что в Таджикистане и без того много социально-экономических проблем, и беженцы только усугубят положение: «Таджикские власти свой народ прокормить не могут, куда им еще афганский», «А инфляция? Нехватка рабочих мест? Мы не обладаем такой мощной экономикой, чтобы принимать такое количество беженцев». Есть и те, кто опасается за безопасность республики: «Таджикистан будет как второй Афганистан, потому что талибаны под прикрытием беженцев войдут к нам», «Для такого случая должны быть специально отведены места изолированные. Не дай Бог что, а то всякое можно от этого народа ожидать. Нам это не нужно». А некоторые считают, что международные обязательства Таджикистана важнее: «От нашего согласия или несогласия ничего не изменится, есть международные обязательства, а также общечеловеческие ценности».
(НН, ВВ, для Евразийского вестника)
