Конец августа 2021 года местные обозреватели в Ташкенте называют уже «финансовой революцией». Если президент Узбекистана Ш. Мирзиёев реализует те новации (а он пока свои обещания выполняет), о которых сказал 20 августа на встрече с национальным бизнесом, победа на президентских выборах 24 октября ему обеспечена….
Примечание 1: А ведь только неделю назад в стране говорили о возможной то ли деноминации, то ли девальвации сума. Люди уже снимали деньги со счетов, чтобы потратить как можно скорее. Доллар стремительно шел вверх.
ДОПОЛНЕНИЕ 1: Пять дней назад Олий Мажлис (парламент) объявил, что вводятся новые купюры самого популярного номинала – 5 и 10 тысяч сумов. Причем, как их будут менять – целиком или с ограничениями — должен был особым документом решить парламент на сессии 26 августа. 14 июня Центробанк уже эмитировал новые банкноты в 2 и 20 тысяч сумов. В регионах уже были сложности с обменом. И вот снова? Мнение, что Узбекистан находится на пороге деноминации/девальвации, стало «овладевать массами». Масла в огонь добавило выступление в прессе главы Центробанка Мамаризо Нурмуратова, который хотел успокоить, а вышло наоборот: «В настоящее время для Узбекистана нет никакой необходимости в деноминации. Деноминация проводится в условиях экономической стабильности. У нас ситуация не такая. Как председатель Центрального банка я обращаюсь ко всем: в Узбекистане не планируется деноминация, мы об этом даже не думали. Деноминация будет только тогда, когда на фоне высокой инфляции национальная валюта очень сильно обесценится». Люди еще помнят, что на заре независимости за $1 давали всего 7 узбекских сумов. Сейчас $ 1 стоит 10 650 сумов, то есть сумм обесценился в 1518 раз! Куда уж дальше обесцениваться…
ДОПОЛНЕНИЕ 2: По поводу инфляции. Если брать официальный курс доллара, то она 11, 5%. Но если брать анализ потребительских цен, то – 22%, и Узбекистан на 206-м месте в мире, это между Ботсваной и Зимбабве.
ДОПОЛНЕНИЕ 3: С инфляцией напрямую связано понятие «денежной массы». Последняя миссия МВФ в своем Заявлении оценила ситуацию в Узбекистане так: «Реформы придется осуществлять в условиях инфляционного давления, обусловленного быстрым ростом денежной массы». «Денежная масса», по-простому, это количество купюр, которые отпечатал/эмитировал Центробанк. 10 лет назад денежная масса в Узбекистане в пересчете на доллары составляла $10,3 млрд. В декабре прошлого года – $19,1 млрд. И наличных купюр не хватает, они в «теневой экономике». Объем находящейся в гособороте наличности снижается: если в августе прошлого года объем наличных денег в обороте был 29,6 трлн. сум, то этот показатель снизился на 23,8%, — до 22,5 трлн. сум к концу марта 2021г. За 2020 год число банкнот «в штуках» в официальном обращении снизилось на 31%, на 1,1 млрд. штук. Понадобилось срочно допечатывать купюры на 60 трлн. сумов. После чего денежная масса в национальной экономике составила 452 трлн. сумов, что вызвало «взлет» доллара. Общая стоимость денежных знаков, которые государство не контролирует, запредельно велика: в декабре прошлого года – $10,9 млрд. Это четвертая часть ВВП страны. Если их кто-то единовременно выкинет на рынок (теоретически, конечно), будет коллапс. Потому- то обмен/деноминация валюты – вопрос национальной безопасности.
ДОПОЛНЕНИЕ 4: Технически провести обмен/деноминацию валюты Узбекистану гораздо легче, чем многим другим странам. Тут узбекские финансисты гордо сравнивают себя с США: Узбекистан сам печатает свою валюту.
СПРАВКА: Бывший СССР оставил стране в наследство предприятие «Давлат белгиси» («Государственный знак») при Центробанке Узбекистана. В составе «Давлат белгиси» — Ташкентская печатная фабрика по выпуску денег, на которой стоят лучшие в мире (как говорит реклама фирмы) «деньгопечатные агрегаты» Koenig&Bauer. За последние годы валюты 28 государств (например, ЮАР, Гондурас) печатались в Ташкенте. Дело в том, что бумага для денег производится из хлопка. И такую бумагу узбекские специалисты делают уже полвека. Произведенная в Узбекистане бумага для денег по качеству занимает второе место после американской (это так утверждают в «Давлат белгиси»), что и подтверждается постоянными заказами.
ДОПОЛНЕНИЕ 5: В условиях, когда бизнес ждет чего-то неизвестного, скорее плохого, и это в год выборов (!), нужен решительный шаг. Мирзиёев (его команда) его сделал 20 августа. Вот только цитаты из его выступления перед бизнесменами:
— «С 1 октября кредиты около 6000 предпринимателей в общем размере $1 млрд., ранее полученных в иностранной валюте на сумму до 1 млн. долларов, будут переведены в национальную валюту. Благодаря этому эти кредиты в национальной валюте по текущим ставкам будут минимум на 5% дешевле».
-«Банки будут генерировать дополнительные долгосрочные ресурсы в национальной валюте в среднем 30−40 трлн. сумов ежегодно».
— «Кредиты, выданные банками примерно 18 тысячам предпринимателей в иностранной валюте под 8−10% годовых, создают дополнительные расходы из-за неуклонного роста обменного курса. Мы сформируем долгосрочную ресурсную базу банков и приемлемые ставки по кредитам. Для этого в следующем году банкам будет выделено дополнительно $600 млн. из Фонда реконструкции и развития».
— «Банк, который намеревается получить эти средства, должен привлечь не менее 30% дополнительных ресурсов с внешних и внутренних финансовых рынков. В частности, в следующем году банки выпустят на международных финансовых рынках еврооблигации в национальной валюте на сумму 5 трлн. сумов».
— «Отныне будет упразднена практика ограничения срока кредитования банков за счёт льготных средств, привлекаемых правительством от международных финансовых институтов. Председатель Центробанка Мамаризо Нурмуратов будет нести персональную ответственность за решение этого вопроса».
ДОПОЛНЕНИЕ 6: Программа Мирзиёева простыми словами: теперь нет необходимости прятать деньги в стеклянной банке, а надо нести их в банк. И выгоднее теперь взять деньги в долг не у соседа, а у банка. И узбекский сум стал реально средством накопления. Революция… А в случае чего отвечает за всё это Нурмуратов.
(Ю. Черногаев для Евразийского вестника)
